Ростов входит в Золотое кольцо России, но впечатление от него не золотое. Разномастные дома объединяет лишь ветхое состояние, а глиняные улицы изрыты колеями, по которым тот же Juke если и пройдет, то не во всякую погоду. Наверное, после таких туристических зон иностранцы приходят к убеждению, что в остальной России по улицам ходят медведи и мужики в ушанках.
На самом деле Ростов готовится к приезду Дмитрия Медведева, поэтому старый асфальт стыдливо сняли, новый еще не положили, а старинные церквы поместили в оплетку деревянных лесов. По улицам снуют загорелые рабочие вперемешку с тракторами, и на ум приходят строчки Гребенщикова:
А над удолбанной Москвою в небо лезут леса,
Турки строят муляжи святой Руси за полчаса.
Кремль, в котором Гайдай снимал «Иван Васильевича…» выглядит обветшало, и вообще родился под несчастливой звездой. Его архиереев отправляли в ссылки и казнили, сами строения несколько раз реставрировались, но не всегда удачно, а в 1953 году комплекс был уничтожен смечем.
Кремль Ростова, как и сам город, стремится найти себя в быстро меняющемся мире, но не поспевает за темпом. В советские годы здесь была построена гостиница, которая сейчас носит двусмысленное название «Над погребком», и ради зарабатывания денег здесь устраиваются дискотеки со светомузыкой на потеху иностранным туристам. В непонятные 90-е годы роскошные колокола звонницы, самый тяжелый из которых весит 32 тонны, зашибали деньгу на «коммерческих звонах».
Монетизация исторического наследия носит в Ростове давние традиции. Скажем, один из народных художественных промыслов Ростова – финифть – в свое время была поставлена «на конвейер», когда вместо одной тщательно прописанной иконы или портрета мастера мазали примитивные эмблемки на сувениры, которые продавали оптом по несколько тысяч штук. А не так давно завод, где делают финифть, перешел на новую технологию росписи по трафарету, который идолопоклонники миниатюрной живописи считают чуть ли не богохульством.
Винить в этом сам город? Проблема как всегда в финансировании: градообазующим предприятием Ростова является макаронная фабрика, есть еще кофе-цыкорный завод, но поддерживать историческое наследие города особенно некому. В рассказах обитателей Кремля чувствуется тихая зависть к соседнему Ярославлю «где живет целых 600 тысяч человек и всего один храм» и вечному конкуренту Суздали.
Из Ростова – в Москву. Всего 200 км по ровным, почти идеальным дорогам. Москва начинается еще на Ярославском шоссе хвостом пробки, которая медленно движется и развлекает тебя угадайкой. Левый ряд? Нет средний быстрее. Или правый? Нет, все-таки левый.
Иногда пробка рассасывается, и по широкой магистрали с разрешенной скоростью 80 км/час не едешь – летишь на 110, как поток. А потом трафик снова набрякает, сгущается и встает окончательно возле Садового кольца. Сейчас 16.00, а через пару часов здесь начнется настоящий ад, и навигатор постепенно окрашивается в осенние краски: зеленые улицы желтеют, потом краснеют и скоро уже все кольцевые направления Москвы светятся рубином. Привет. К счастью, мы уже в 1 км от цели, офиса Nissan близ Павелецкого вокзала.
«Новые» москвичи говорят, что машина не является для них первоочередной заботой. Порядок ассимиляции такой. Сначала ты ищешь знакомых, у которых будешь жить первые недели (месяцы?). Потом ищешь работу. Потом жилье на одной ветке с офисом – это идеальный вариант. Если не повезло, хотя бы просто близ метро. Но это может быть дорого – 30-40 тысяч в месяц за полуторку – и тогда ты просто забираешься в спальное гетто и покупаешь машину. Но если есть хоть какая-то возможность обойтись без авто в будние дни, ты счастливый человек, потому что 4-6 часов в автомобиле каждый день (без учета дневных разъездов) для многих москвичей - норма. Есть даже есть тренинги «Менеджмент стресса», которые учат среди прочего мириться с автомобильными пробками: учить в машине английский, подпевать магнитоле, медитировать. «Я спокоен… Я, мать его за ногу, спокоен, сраное место, чтобы вы все сдохли, понаехали тут… Я совершенно спокоен…»
Метро перестало быть идеальным транспортом, ибо в час-пик толпы людей такие, каких мы, провинциалы, не видим даже на рок-концертах. Говорят, к этому привыкаешь, но по мне, чтобы выносить это каждый день, нужно иметь очень вескую причину.
Я спросил коллегу по имени Андрей, московского новосибирца, сколько нужно зарабатывать в стоилце, чтобы жить с семьей без побирательства. Он назвал цифру 100 тысяч рублей, если не снимать квартиру. Я не поверил – в конце концов, цены на продукты здесь примерно такие же, и на бензин тоже. «А ты попробуй пообедать в центре Москвы днем», - ответил Андрей. – «Минимальный чек – 500 рублей, на деле получается по 1000. Попав в центр, ты не можешь быстро вернуться домой, поэтому привязан к заоблачным ценам на любые услуги: парковка, парикмахерская, развлечения, еда».
Честно, я не понимаю тех, кто всеми силами стремится попасть в этот муравейник. Может быть, я похож на деревенского, который прирос к земле и считает любой город шумным, вонючим, злым, но Москва представляется мне такой. Лондон, Прага, Валетта, Ереван – в эти столицы хочется вернуться снова. В Москву – нет. Она амбициозная, быстрая, деловая, но во всей этой суете чувствуется какая-то парадоксальная бесцельность. Ходим в фитнес-зал, чтобы сжечь наетые в МакДональдсе калории, посещаем тренинги антистресс, чтобы справится с нервным срывом от работы, покупаем дорогую машину, чтобы проводить в ней больше времени, чем в своей кровати. = Нет, пусть этим наслаждаются другие. Damn Moscow 2.
|