Готовлю небольшой ликбез «как выбирать запчасти», и одной из частых тем для обсуждения является оригинальность запчастей. Кто-то считает, что качественное бывает только оригинальным, а другие убеждены, что «оригинальность» - это лишь повод переплатить за бренд. А как на самом деле?
Сам термин «оригинальная запчасть» покрылся мхом и устарел ровно с тех пор, как автоконцерны отказались от производств полного цикла. Современный автопроизводитель — это, скорее, интегратор технологий, который отдает на аутсорсинг все, что только возможно. Если на заре автопрома многие специфические узлы, вроде рессор, амортизаторов, рулевых механизмов, нужно было делать самостоятельно, то сегодня не только подобная «мелочевка», но даже коробки передач или отливки мотора могут поставляться со стороны.
Кто поставляет эти детали? Специализированные фирмы, некоторые из которых на слуху (Bosch, ZF, Siemens), а другие больше известны специалистам (TRW, Magna, Mando).
Инфографика «Автостата» хорошо демонстрирует винегрет брендов, из которого состоит современный автомобиль. На самом деле показана лишь вершина айсберга, и чужеродных брендов в автомобиле значительно больше.
И компоненты для новых автомобилей, и запчасти для вторичного рынка (aftermarket) делают как правило одни и те же компании на одних и тех же производственных линиях. Грубо говоря, если Sachs (подразделение ZF) поставляет амортизаторы на конвейер BMW, то эта же компания поставляет такие же амортизаторы для «афтермаркета».
Но тут появляется нюанс, потому что на самом деле в каталогах вы найдете масло Toyota, фильтры Mercedes или амортизаторы Ford, то есть запасные части, несущие те же бренды, что и автомобили. Вот их как правило и называют «полностью оригинальными».
Однако выпускают их все те же производители компонентов, просто помимо своего бренда (а иногда и вместо) они ставят значок производителя машин, а заодно и номер внутренней классификации. Стоимость таких запчастей выше этак на треть, и в данном случае речь идет в основном о переплате за бренд. Потому что запчасть того же производителя (например, TRW), сделанная на том же конвейере, но не имеющая значка «Мерседес» или «Фольксваген», будет стоить дешевле.
Это полностью оригинальный масляный фильтр для Mercedes-Benz. Трехлучевая звезда есть и на упаковке, и на самом фильтре. Но если присмотреться, имеется и обозначение производителя (Mann), а также универсальный номер компонента. Существуют базы данных, которые позволяют пробить производителя и купить компонент без переплаты за автомобильный бренд.
Само собой, для автопроизводителей торговля «оригиналом» является одной из существенных статей дохода (кто-то говорит, основной). Эти запчасти вы встретите и в дилерском центре, причем с еще большей наценкой.
Возникает вопрос: как найти их близнецов, не имеющих лишнего брендирования? Варианта два: либо обратиться в компанию, которая занимается поставками запчастей, либо воспользоваться так называемыми кросс-каталогами, которые устанавливают соответствие между номерами запчастей в заводском исполнении и «обычном». Сами производители по понятным причинам такую информацию не слишком тиражируют.
Как сказал мне один из специалистов в этой области, в ряде случаев найти небрендированный аналог не получается: например, производитель может заключить эксклюзивный контракт с «придворным» поставщиком, чтобы не допустить появления аналога без наценки за бренд.
Впрочем, помимо компаний, которые поставляют компоненты непосредственно на конвейер, есть их конкуренты, скажем, те же амортизаторы для данной модели могут выпускать с десяток именитых фирм, вроде Kayaba, TRW, Sachs, Bilstien, Monroe, Koni и так далее. И для одной модели «официальным» поставщиком будет одна фирма, для другой — другая. Но это не значит, что остальные поставщики — это некий «второй сорт», ведь речь зачастую о компаниях примерно одного уровня. И, грубо говоря, если заводским поставщиком является Sachs, это не значит по умолчанию, что амортизатор Kayaba для данной модели будет проигрывать по характеристикам. Или наоборот.
В мире автозапчастей, как и автопроме, также есть именитые фирмы, которые точно также дорожат своей репутацией и имеют большой опыт в своей сфере. Поэтому если конечной целью покупки является не какой-то престиж (мол, у меня только оригинальное), а именно качество, то главный критерий — это покупать продукцию серьезных компаний.
При этом универсального критерия, по которому можно отличить «именитую» фирму от «не именитой», нет, ведь для большинства обычных автомобилистов их названия — пустой звук. Скажем, о чем вам говорят слова INA, Bremi, Lemforder, FAG, ATE, FTE? А это далеко не полный список поставщиков для BMW, причем зачастую производители входят в более крупные холдинги (скажем, INA и FAG - это суббренды Schaeffler Group Automotive). И они выпускают запчасти как для конвейера, так и для "афтермаркета", как для BMW, так и для других марок. Неспециалисту отличить такую компанию от какой-нибудь «китайщины» проблематично: тут нужны либо хорошие навыки пользования гуглом, либо опять же обращение к специалистам, в распоряжении которых если базы данных запчастей и опыт работы с ними.
Но основная мысль такая: тот факт, что некая известная фирма не поставляет данный компонент на конвейер производителя, совсем не означает, что деталь является является заведомо некачественной. Более того, она может иметь лучшие характеристики, чем «оригинал» в узком смысле слова: мой эксперт привел в пример высоковольтные провода и свечи, которые, по его словам, даже при визуальной оценке заметно выигрывают у «оригинала», как превосходят его и по характеристикам. Другой пример: «неоригинальные» амортизаторы для Kia и Hyundai, которые лечат характерную для «корейцев» пробиваемость подвески.
Впрочем, среди «неоригинала», безусловно, есть и откровенное фуфло, и бывает оно двух типов. Во-первых, контрафакт, который внешне похож на продукцию именитых фирм или даже «оригинал» (в узком смысле слова), но сделан где-нибудь в Китае или подмосковном цеху. Углубляться в эту тему сейчас не буду, да и совет-то тут по большому счету один: покупайте у проверенных поставщиков, которые дорожат репутацией.
Во-вторых, на рынке полно фирм, зачастую китайских, которые выпускают продукцию под своими брендами и продают заметно дешевле, чем фирмы с именем. Опять же, брать или не брать — вопрос приоритетов. Скажем, готовя автомобиль к продаже, некоторые предпочитают ставить «одноразовые» запчасти, которых хватит на период, пока автомобиль будет продаваться под лозунгом «в идеальном состоянии, дедушка в церковь ездил».
Это оригинальный (брендированный) топливный фильтр для автомобилей концерна Volkswagen, на котором жирными буквами написано "Сделано в Китае". Но пугаться не надо: в данном случае речь идет об официальном заводе в Китае, которые делает компоненты по стандартам концерна. Не все знают, но изрядное количество китайских компонентов поставляется на конвейеры заводов в Германии и других "престижных" стран - глобализация.
Причем сегодня в пользу поставщиков низкого уровня людей толкает кризис: цены на продукцию именитых фирм выросли в пропорции к курсам валют. Но отчасти виноваты и сами производители, например, в подвеске есть «резинки», вроде сайлент-блоков или проставок, которые меняются в сборе с рычагами подвески или стабилизаторами. Грубо, вместо 300 рублей за мелкую деталь вы отдадите 10 тысяч за рычаг в сборе. При этом те же китайцы предлагают сайлент-блоки на развес по бросовым ценам, и дилемма приобретает небывалую остроту. Впрочем, мой эксперт сказал, что несмотря на этакий развод со стороны производителей, замена на китайщину зачастую не решает проблемы — слишком низкое качество.
В общем и целом, ситуация такая: сэкономить на запчастях можно, если выбрать доступное предложение от известной фирмы, которая не обременяет себя статусом некого придворного поставщика. Либо же выбрать деталь с лучшими свойствами, но за стоимость «оригинала». Увлечение аномально дешевыми запчастями оправдано, когда машина делается для галочки, а не для себя.
|