Каждый ребенок отличит кошку от собаки.
Но попробуйте научить этому компьютер…
Учитель геометрии
Этот каверзный вопрос неизбежно возникает, когда речь
заходит о соответствующем штрафе. Один раз из-за неясности термина депутаты уже
отказались внедрять наказание за агрессивную езду, но вернулись к вопросу,
вооруженные определением. Но это не поможет, и все, что получится на выходе –
еще один формальный закон, на который всем плевать.
Агрессивным вождением предложили называть преднамеренное создание
водителем помех, которые несут угрозу жизни и здоровью окружающих или
увеличивают вероятность возникновения ДТП. Например, частое маневрирование,
резкое торможение после разгона, несоблюдение дистанции и интервала… Чтобы
исключить произвол, предлагается штрафовать на 2,5-5 тысяч рублей только на
основании видеозаписи и только по решению суда. На первый взгляд, законопроект
вполне разумный.
Тем более, почти во всех цивилизованных странах есть подобные
наказания, хотя деяние может называться чуть по-разному: агрессивная или
опасная езда, хамское поведение и т.п. Поскольку речь идет о некой совокупности
действий, их сложно выразить в краткой формулировке, хотя чисто визуально почти
любой из нас сможет определить опасного водителя в потоке. И на Западе эта
задача возложена на хорошо оплачиваемых, грамотных и мотивированных
полицейских, которые могут изловить лихача, даже если формально он ничего не
нарушает, но едет так, что вот-вот куда-нибудь впилится. Собственно, причин
может быть много: кураж, спешка, опьянение, недостаточный опыт – в любом случае
можно попасть под такую статью, и поскольку наказания весьма суровы (от штрафов
до заключения), водители держат эту перспективу в голове и ездят
соответственно.
Российская специфика сводит на нет весь смысл затеи. Во-первых,
поскольку «агрессивная езда» - это длительное действие, ее сложно обнаруживать
из-под куста. А практики выявления нарушителей в потоке с последующим
преследованием в России пока нет – очень жаль, кстати. Помимо выявления негодяя его
еще нужно догнать, а это – тема для отдельной дискуссии. А ну как такой гонсчег
угробит себя и еще пятерых невинных, уходя от погони – что скажет
общественность про решительные действия полиции?
Требование предоставить видеозапись является защитой от
произвола, но сама трактовка множества терминов, из которых состоит определение,
позволяет перетягивать одеяло как в одну сторону, так и в другую. Как доказать
преднамеренность поступка? Кто поручится, что езда была действительно опасна? Любое
ли торможение после разгона является провокацией аварийной ситуации? Западная
система предполагает, что квалифицированные сотрудники – полицейские и судьи –
являются истиной в последней инстанции, способные верно трактовать все
описательные характеристики. А в России мы получим две альтернативы: либо
неисполнение закона, либо злоупотребление им.
Но я вернусь к эпиграфу, потому что проблемы идентичны.
Любой человек отличает кошку от собаки, даже если это два пушистых сгустка
одинакового цвета, размера и формы. Мы отличаем мужеподобную женщину от
мужчины, хотя все формальные признаки могут говорить в пользу последнего. При
этом если бы от таких суждений зависела чья-то жизнь, можно было легко
передернуть и доказать, например, что Александр Ревва – это очень некрасивая
баба.
Так вот, если в 90-х компьютеры затруднялись отличать кошек
от собак, то сейчас могут вполне, равно как мужчин и женщин, более того, они
умеют распознавать эмоции, выявляя в толпе людей в
состоянии стресса.
Мы отличаем кошку от собаки по совокупности признаков. Их
нельзя описать простыми правилами, вроде «острые уши» или «нос таких-то
размеров». Нейронные сети нашего мозга мгновенно анализируют тысячи мелких
признаков и выдают безошибочный ответ. Подобные нейронные сети работают в
компьютерных системах распознавания, которые превращают напечатанный текст в
символьный или сравнивают лица в толпе с фотороботом преступника.
И меня не покидает ощущение, что единственный способ наказания агрессивных водителей в России лежит в области подобной научной фантастики. Научить камеры распознавать агрессивные траектории и маневры, как совокупности действий, а затем присылать штраф по почте - может быть, тогда система и зарабтает.
Что касается предложенной схемы, практической пользы не будет. Я никогда не видел полицейскую машину, которая бы преследовала человека, превысевшего скорость или проехавшего на красный свет, а уж с агрессивными водителями связываться не будут и подавно.
Впрочем, даже если так, саму инициативу я поддерживаю – как минимум, она обозначает позицию власти.
PS:
осень в этом году затянулась, и, быть может, поэтому нередко вижу примеры
настолько безумной езды, что хочется заранее остановиться и приготовить
огнетушитель.
|