Из Таиланда нельзя вывозить песок, кораллы, валюту и вонючий
фрукт дуриан, который в подгнившем состоянии настолько омерзителен, что бывали
случаи, когда самолеты совершали экстренную посадку для «деактивации» задурианеного
салона. Я и не пытался, да и вообще привез из Таиланда не так уж много. Но была
там одна штучка, очень мне понравившаяся, и все две недели я гадал, удастся ли пересечь
с ней границу и, главное, выживет ли она в наших северных широтах? Я попытался
взять ее с собой, но это было не проще, чем тащить через пять часовых поясов
морскую медузу в банке.
Мне хотелось вывезти из Таиланда частицу их удивительного
спокойствия, беззлобности и созерцательности. Все это настолько эфемерно, что я
даже не знаю, удастся ли мне объяснить тем, кто выживал здесь в 35-градусные
морозы, о чем я.
Тайцы бывают раздражены и даже свирепы. А россияне, к
примеру, бывают расслаблены и добродушны. Наверное, главная разница между
нашими народами в том, что для тайцев «нулевой» уровень – это расслабленность, тогда
как свирепость является некой внештатной ситуацией, высшим энергетическим состоянием.
У нас же наоборот, и о релаксе мы обычно говорим, как о неком достижении. Нам
нужен выходной, выключенный телефон, отсутствие аваралов на работе (иначе и в
выходной хрен расслабишься), хорошая погода и еще множество всяких «если»,
которые совпадают пару раз в год.
Поначалу это тайское спокойствие действовало мне на нервы. Я
называл это «ломкой», потому что мой организм требовал стресса, стресса не
было, и организм думал, что он умирает. Он рвался зарядиться негативом через
интернет, интернет был на лобби и интернет был тайским, то есть таким тягучим,
зевающим и способным внезапно уснуть. Пара попыток, уровень стресса достиг
нужной отметки и на первое время хватило.
А дальше я заметил, что перестал бегать в темпе тайских
усатых тараканов (единственных существ в округе, тоже живущих на игле стресса),
что время стало растягиваться липкими медовыми струями и оставленные в
Челябинске мысли показались просто смехотворными. Юревича сняли? Как-то в
автобусе пара челябинцев завела эту шарманку, и их голоса звучали, как эхо в
пустой пещере. Мороз там у вас? Очень сложно вообразить: даже когда общаешься с
близкими по телефону, представляешь их в летней одежде и загорелыми. Кризис
будет, рубль девальвируется, пенсионная реформа провалилась? Об этом можно
вспоминать, но мысли, которые колют здесь, как хвоя, в Таиланде воспринимаются абстрактно,
словно ребенок подслушал разговор двух финансистов и ничего не понял. Я когда
увидел эту вашу тему про рубль, чуть со смеху не подавился, до того комично
выглядело, хотя сейчас я понимаю, что скоро может быть не до смеха. Но там как-то не принято думать о будущем, и
уж не знаю, хорошо это или плохо, только эта зараза проникает тебе под кожу
вместе с солнцем и потом.
Сразу оговорюсь насчет революции: как обычно, из России
ситуация в далекой стране представляется катастрофической. В Таиланде,
подозреваю, большинство людей не особенно понимает, что там происходит на
площадях Бангкока, а если и подозревают, то никак не проявляют этого. О
революции в Таиланде я вспомнил ровно в тот день, когда вернулся оттуда.
Мой главный вопрос заключался вот в чем: это их спокойствие
и беззлобие, медлительность и сонливость – это следствие внешних условий или
все-таки некое моральное достижение, которое можно воспроизвести и у нас? Ибо
возвращаясь из подобных стран особенно явно ощущаешь колючесть нашего климата и
окружения.
Капитан Дон утром... ... днем... ...и вечером. Не жизнь, а сказка. И мужик харизматичный.
Поначалу я склонялся к первому варианту. Тайцам повезло жить
в стране, в которой стрессы вязнут, как мухи в сиропе. К примеру, что будет,
если некий россиянин махнет на все рукой
и начнет жить исключительно себе в удовольствие? Он скоро окажется на улице,
где помрет к концу октября. Россиянин должен иметь работу и думать о пенсии,
покупать недвижимость и бороться за выживание. В Таиланде самый плохой вариант - жить на улице и питаться, чем придется, - может быть, и не является мечтой каждого, но, по крайней мере,
не смертелен. Весь год можно обходиться одним комплектом одежды, съедать манго
утром и дешевую рисовую лапшу на обед, пить из горных ручьев и спать в гамаке
под пальмой, что некоторые и делают. Условно говоря, наша беговая дорожка
крутится гораздо быстрее, чем в Таиланде, поэтому мы вынуждены активнее
работать ногами и локтями.
Понятно, что лето круглый год (освежаемое дождями с июня по
октябрь), изобилие фруктов (растет там почти все, и не только экзотика), масса
целебных растений (тайцы лечатся травами) и, конечно, море делают быт тайцев
более здоровым и способствующим расслаблению. Природа одарила этот народ так
щедро, что Таиланд представляется мне куда более богатой страной, чем Россия со
всеми ее недрами. В конце концов, ресурсы Таиланда возобновляемые и более
доступные. И если поделить эти ресурсы на каждого жителя Таиланда, получается неплохой
«прожиточный минимум», который позволяет соседям не думать, что они объедают
друг друга. Многие российские авантюристы приезжают в Таиланд без гроша и
выживают там без чужой помощи (попробуйте сделать то же самое в Ноябрьске). Но знаете что? Все эти рассуждения несколько однобоки, потому
что привези в Таиланд нас, россиян, мы бы превратили его в еще один рассадник
стресса и злобы. Потому что климат, море и фрукты – это не фундамент их
спокойствия. Спокойствие все-таки нужно привозить с собой, пусть и в
латентной форме.
Таиланд – единственная страна региона, никогда не бывшая
ничьей колонией. Воевали, интриговали, но никому не прислуживали (тут мы,
пожалуй, похожи). И мне показалось, что тайцы научились ценить эту
независимость, обособленность от остального мира, и сама их социальная система
во многом ориентирована на благо народа. Иностранец не может купить
недвижимость в Таиланде без помощи тайца, он даже работать полноценно не
сможет. В каждом туристическом автобусе сидит гид-таец, которые молчит всю
дорогу (но получает зарплату), и россиянин-переводчик, который и является гидом
де-факто. На самом деле тайский гид тоже кое-что делает по организационной
части, но все равно сама система настроена таким образом, чтобы иностранцы не
могли вести бизнес, не «отстегивая» часть денег в пользу обычных жителей
Таиланда.
Форма правления Таиланда – конституционная монархия, и нынешний
король Рама IX,
которого тайцы очень любят, коронован в 1950 году (правит с 1946). То есть, по нашему
монархоисчеслению, со сталинских времен. Сколько форм власти, курсов и программ
испытала на себе Россия за эти годы? Куда можно придти, если у нас каждый пункт
– поворотный? Таиланд выращивал свое маленькое счастье веками, и делал это
медленно, зато всегда в одном направлении.
Король Таиланда сделал немало конкретных вещей, позволивших
тайцам существенно поднять уровень жизни. В красивой, почти голливудской манере
он справился с проблемой наркокартелей, он занял некогда наркодеятельный север
Таиланда пчеловодством и рисом, он поднял среднюю продолжительность жизни до
69 лет, и сегодня Таиланд является третьей страной в мире по уровню медицины.
Одна из туристок презрительно отозвалась на мою ремарку о том, что Таиланд, в
общем-то, весьма развитая страна. Она сказала: а что они делают, кроме бананов? Я
показал на ее (и свой) фотоаппарат Nikon тайской сборки и напомнил, что Таиланд – второй в мире
производитель пикапов (после США). Да, собственных мировых брендов у Таиланда
немного (если вообще есть), однако они с характерным спокойствием и без лишних
амбиций развили у себя массу партнерских производств.
И эта стабильность,
как мне кажется, сделал для их спокойствия не меньше, чем климат. Я говорю не
только о политике. Таиланд в основном буддистская страна, и это чувствуется как
во внешних проявлениях, так и в настрое. Почему мы, россияне, часто нервны и
агрессивны? Потому что мы зациклены на материальных благах и собственных
амбициях – это то, что нам внушил Запад и то, от чего Таиланд избавляет религия.
Если руководство Таиланда даст слабину и ослабит контроль за деятельностью
иностранцев в стране, не исключено, шлые деляги начнут концентрировать
блага страны в своих руках, создав социальное расслоение и связанный с
этим негативный фон. Сейчас же, как я вижу, тайцы не одержимы идеей быть
обеспеченней соседа и друга, они спокойно едят в своих макашницах и ездят на
своих скутерах, считая себя вполне состоявшимися.
Мы были в буддистском
храме, и я обнаружил стенд с купюрами разных стран, которые жертвовались
посетителями: доллары, йены, динары, рубли… И знаете, на что я обратил
внимание? На большинстве купюр – лица. Личности. На российской 50-рублевке –
статуя Невы и стрелка Васильевского острова. Само по себе символично, но много ли эти символы значат для всех и каждого? Нам не на
кого молиться, потому что старых героев мы развенчали, а новых [еще] не создали. А это тоже нервирует.
У Таиланда все хорошо – на купюрах король, а за небрежное
обращение с купюрой – уголовная ответственность.
Мой ментальный опыт привел меня к выводу, что тайцам легко
быть спокойными, потому что на их стороне природа и собственная духовность во всех
ее проявлениях. Может быть, мы еще способны запускать ракеты в космос, но по
шкале близости к просветлению за последнее время мы откатились в каменный век
даже относительно Таиланда.
О том, как тяжело быть спокойным в России, я понял в день
отъезда. Последние дни я лелеял медузу своего спокойствия с особой
тщательностью, а последний вечер мы провели на пляже, напившись крепкого
тайского пива и наевшись мясистых тайских лобстеров. А потом началась глава Welcome to Russia, которая включала пять или шесть переносов
рейса, тридцать часов в пути (вместо девяти) и две бессонные ночи. Не знаю, что
нам хотели сказать Anex Tour
и UTAir, но от такого
финала тайский настрой сняло, как рукой, а тут еще мороз -35… Я думаю, человек, попытавшийся жить в России, как таец,
будет выглядеть сектантом. Потому что у нас нельзя быть таким спокойным,
медлительным и делать одно дело в единицу времени. В конце концов, если набрать
в англоязычном поисковике запрос «Великий российский», то появятся две
подсказки: «Великий российский писатель» и «Великий российский ученый». Если
набрать «Великий тайский», то получится либо
«тур» либо «распродажа». Так что наша спортивная злость приносит результаты.
И понятно, что с
учетом нашего климата и нашей бурной истории, нам гораздо сложнее быть
уравновешенными, и вот почему мы так любим поливать друг друга в отзывах и во
время дорожных конфликтов (явление, немыслимое в Таиланде, если речь не идет о
мафии). Вся наша биография – это борьба: то с врагами, то с климатом, то с
врагами посредством климата. Вот еще одно достижение тайской медицины - я с мужиками (бывшими). Можно по разному относиться к транссексуалам, но чисто технически уровень невероятный. В Таиланде не очень красивые женщины (до наших далеко), но если видите красивую - почти наверняка творение местных хирургов.
Впрочем, мне хочется сохранить пусть не всю медузу, но хотя
бы ее частичку, просто кусочек ее ДНК, может быть, сохранить на будущее, до
лучших времен. Потому что, если честно, не так уж в нас много спортивной злобы, больше бытовой, и наша накрученность является некой инерцией, привычкой жить зло. И
вот здесь тайский сабай-сабай мог бы сослужить нам службу, если бы мы умели
относиться к жизни по принципу «утро вечера мудренее» и «не в деньгах счастье».
В Таиланде я подумал, что все-таки спокойствие – это признак
духовной зрелости нации, ее устойчивости, и между человеколюбием и развитостью
должна быть двухсторонняя связь: больше одного, больше другого и наоборот. И, я
уверен, кое-что мы можем сделать, не дожидаясь лета и политической
стабильности. Может быть, когда-нибудь и россияне избавятся от привычки
истреблять друг друга делом и словом?
|