Блог Артёма Краснова
Вторник, 22.09.2020, 14:31

Приветствую Вас Гость

Авторский

...
KIA_feb_240x400_kras
Поиск по сайту
Форма входа

Форум
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Главная » 2012 » Декабрь » 26 » Читайте, не читайте, не читайте – следующий!
20:34
Читайте, не читайте, не читайте – следующий!

Я не перевариваю твиттер. Но твиттер может многому меня научить.

Придите на любой семинар или тренинг, посвященный современным СМИ, и кто-нибудь из выступающих озвучит одну хищную идею, невероятно популярную нынче среди газетчиков и интернетчиков. Идея заключается в том, что современный потребитель СМИ не любит читать. Он не хочет разбираться, он хочет знать. Ему интересна суть дела в упаковке от гамбургера – ам, и готово. Он так занят, что текст свыше 3000 символов будет читать (если будет) в три присеста. Текст в 10 000 символов вытеснит из его мозга котировки валют. От 20 000 он ослепнет. 30 000… Бывают тексты на 30 000?

Один тренер спросил меня, явно с подковыркой: «Ну вот вы сами-то, Артем, читаете большие статьи?» Дескать, ты сам-то принимаешь ту отраву, которой потчуешь других? Читаю, ответил я. И даже книги (но последнего я не озвучил, чтобы меня не сожгли на костре).

Конечно, тренер говорил преимущественно о СМИ, конкретнее, о ежедневных СМИ, в которых иссыхание форматов – модный тренд.  Многие газеты устанавливают жесткие требования по объему к тем или иным текстам, предпочитая короткие информационные сообщения. Странная формула "читатель не любит читать"- это могучий тренд.

В принципе, так и есть. Во времена Толстого люди читали больше не потому, что были лучше - от безальтернативности. Не было канала Discovery, и в северных широтах муравьеды жили на страницах энциклопедий и приключенческих романов (ну еще в зоопарках).

Сегодня чтиво любого формата конкурирует с телевидением и визуальным Интернетом, которые сулят тот же информационный накал с меньше затратой умственных калорий. Вы ложитесь на диван, приоткрываете рот, и информация кефирным потоком затекает прямо внутрь, оставляя сладкий привкус многознания.

Чтобы встроиться в новые реалии, тексты, особенно журналистские, стали худеть и принимать вид тех горошин, сглатывание которых требует не больше усилий, чем наш кефирчик. Зачем вы пишите текст? Сделайте фотогалерею и прикольные подписи. Зачем нам целая статья? Давайте только выводы.

В практическом смысле – правильная тенденция. К примеру, если я ищу информацию о перекрытии дорог, упаси бог, мне не нужно знать историю дорожного строительства. Если случилось происшествие, в первую очередь хочется сноситься с известной журналисткой формулой «Что? Где? Когда? Как?»

И все-таки в силу собственной графомании или консервативности эта кастрация форматов для меня – как нож по горлу. Я даже сам до конца не пойму, что можно противопоставить безупречной концепции кратких форм, но попробую.

Во-первых, я убежден, что читатель читает текст не до конца, а пока интересно. Если по каким-то причинам интересно, а текст внезапно отрезан садовыми ножницами краткого формата, читатель, скорее, почувствует разочарование. Другое дело, что искусственное накачивание текста водой (это когда журналисту платят за буквы) – еще большее зло.

«Краткость – сестра таланта», написал Антон Павлович, и сегодня этот тезис пришелся как нельзя кстати. Но я бы добавил, что достичь этой краткости дано очень немногим, а в обычной жизни чрезмерная краткость – теща маломыслия.  

Воплощением зла для меня является Twitter, к которому я подступался несколько раз в надежде понять, зачем ЭТО существует, читая разделы известных гонщиков. Ну, возьмем самого харизматичного из них, Кими Райкконена. Итак:

«Ралли – это хобби. У меня контракт с SF»

«Спасибо за поддержку. Скоро перекрашу волосы».

«Привет всем. Прошло время, но я вернулся. Ждите большего!» (1086 ретвитов!!!)

«Ой. Но Official LRGP говорит, что нет проблем».

«Классно вернуться».

Это посты за несколько лет. Кидайте в меня тухлыми помидорами, но твит-Райкконен представляет мне слабоумным занудой, который только и способен, что говорить со сцены: «Спасибо папе, спасибо маме, спасибо всем, кто меня поддерживал, спасибо организатором конкурса…». Какой-то Джастин Бибер, а не Райкконен. При этом я знаю, что Райкконен не такой.

Ну на хрена мне эта краткость? Да пусть он лучше молчит три года, а потом разразится книгой или вздутым от страсти интервью, но твиты – это крошки ума. Кушайте их, если совсем голодные, а нам бы мясца.

Нет, ни в коем случае я не буду пропогандировать графоманию и раздувание форм. На блоге, к примеру, я стараюсь не писать посты длиннее двух печатных страниц. Текст не должен быть длиннее мысли.

Речь, скорее, вот о чем. Происходит не просто уменьшение форматов – происходит вылущивание смыслов. Задача современного редактора не только в том, чтобы убить лишние буквы, но и в том, чтобы создать иллюзию текста, не опертого на сколь-нибудь значимые идеи. И это тоже тренд. Не грузи читателя, дай ему ощущение знания без лишней аккомодации глаза.

Возможно, это ветер с Запада. Я, к примеру, не перевариваю английских передач про науку или природу, где беспрецедентно красивый видеоряд сопровождается шарманочным текстом с повторением одной и  той же мысли раз сорок. «Как же объяснить эти загадочные явления? Эти загадочные явления мучают человечество уже тысячи лет. Но есть ли объяснения этим загадочным явлениям? Джеймс Кеннет написал монографию о загадочных явлениях. Есть ли, по мнению Джеймса Кеннета, объяснения этим загадочным явлениям? Эти загодочные явления **** как загадочны, говорит Джеймс Кеннет».

К концу часа я уже готов биться головой об пол с криком «Хочу!», как тот мальчик, которого родители оставили с пластиночным проигрывателем, заевшем на фразе: «Хочешь расскажу сказку?... Вжииик… хочешь расскажу сказку?.. Вжииик»

Эта контрацепция мысли пробирается в СМИ, книги и передачи все сильнее. Говорить, не говоря. Как в гламурном журнале с кучей советов, тестов и прогнозов, ни один из которых не сбудется.

Приветствуя краткие формы в руках талантливых авторов, я категорически против искусственного укорачивания текстов и смыслов. Законы книг требуют недосказанности, которая будит читательскую мысль. Законы современных СМИ требуют предельной конкретности вывода, чтобы кто-нибудь впопыхах, не дай бог, не спутал черное с белым. Окей, для таких рубрик, как лента новостей или сводка происшествий, сей принцип идеален. В остальном – вопрос спорный.  

Эти мелкие форматы – идеальный способ контроля умов. За нас как бы подумал кто-то умный, и сделал нам инъекцию правильного ответа. Пользуйтесь на здоровье.

В голове у меня бродит сырой еще и недодуманный рецепт: редакторам нужно настаивать не на тупом укорачивании текстов, а на повышение уровня авторов. На удобрении авторской мысли. Пусть авторы имеют свое мнение, свою личную сенсацию, и тогда люди вернуться к чтению (то же самое я скажу про телепередачи). Кстати, альтернатива английским передачам про науку - российский канал "Наука 2.0". Людям с интеллектом нравится 100%.

Напоследок распространенный тезис: современный человек перегружен информацией. Ну да. Только чем он перегружен? Мусорная корзина его головы открыта для легкодоступной информации, которая брызжет с каждого плаката и от каждого заголовка. Пройдет 10 лет, и от этой информации не останется и следа. Так может быть, не перегружаться ей вообще? Захлопнуть свою корзину и класть туда лишь то, что там останется? Ну хотя бы иногда.

Загрузить голову, например, хорошей книгой? Хотя о чем это я – средняя книга занимает аж 600 000 символов. В 600 раз больше, чем может прочитать во время перекура средний офисный работник.   

PS: Черт! Пост получился на 20% длиннее обычного. Я не специально.
PPS: Меня безмерно радует, что многие читатели блога - люди весьма начитанные (в исконном смысле слова), судя по некоторым ремаркам и ссылкам.

Категория: На злобу дня | Просмотров: 971 | Добавил: Артем_КРАСНОВ | Рейтинг: 5.0/5


Всего комментариев: 25
1 alex   [Материал]
Эх, Артем. Натужный текст, дальше твиттера Райконнена - неосилил))))))))))

2 alex   [Материал]
дочитал)))

4 Артем_КРАСНОВ   [Материал]
А зачем?

3 мАКС   [Материал]
кто такой Толстов?

5 Артем_КРАСНОВ   [Материал]
Спасибо. Исправил.

6 Графиня   [Материал]
Браво, Артем!

7 alex   [Материал]
да пошутил я) интересный текст)

8 SurferDude   [Материал]
Я дочитал :). Да, надо читать книги!

9 HQ74   [Материал]
Полностью согласен с тем что твитер зло. Он больше нужен не для высказывания мыслей а для управления баранами. Бараны скажите БЕ - бееее. бееее. беее. понеслось с разных сторон. А теперь еще раз скажите БЕ - бе.бе бе. А теперь что вы скажите о национальных интересах - а в ответ все тоже бе.бе.бе. А больше то и ничего не напишешь. А напишешь дак не поймут и прогонят из стада. Зато не надо загрязнять голову лишней инфой и думать, за тебя все продумал дядя. Ты только отзовись беканьем. О чем могут говорить большая часть читателей твитера, я чет хз, наверное как Элочка людоедка только. А начитанные люди, например прочитавшие все книги Стругацких и понявшие о чем на самом деле они писали могут говорить о серьезных вещах. А это не нужно, это опасно для власти. Опасно для противников госудаства, они (начитанные) ведь вдруг начнут ВВП повышать, политику на Кавказе грамотно проведут. Короче читайте длинные статьи аналитиков, разных причем, не только твоего стана и анализируйте и думайте сами а не бекайте ретвитами. Ну а книжки тут уже для души. Кто что осиливает.

10 PsKoT   [Материал]
Кот вообще ентой истерии по твиттеру и прочей социальное ерунде типа сетей не очень понимает. Может просто времени нету там "зависать" часами...

11 YurySS   [Материал]
Аналогично, нескоторое время назад зарегистрировался в Twitter, но так и не понял (или не принял?) его концепцию. Одно слово - "бее"

12 Paragon   [Материал]
С твиттером как раз всё очень просто.

Вначале был блог, и было очень модно вести свой онлайн-дневник. Толпы леммингов кинулись бложить. Но очень быстро выяснилось, что абсолютному большинству обывателей писать в блоге тупо НЕЧЕГО. Людей, чья жизнь реально насыщена интересными событиями, единицы, а блогеров — миллионы.

Гениальность твиттера в том, что его создатели уловили эту тенденцию. Ограничив длину сообщения, они позволили серой массе обывателей реализовывать свой душевный эксгибиционизм, не чувствуя себя ущербными из-за того, что им нечего написать в дневнике.

Любой офисный хомячок в твиттере смотрится вполне на уровне мировой звезды. Но не потому, что он такой крутой, а потому, что твиттер звезды такой убогий.

13 Paragon   [Материал]
Кстати, иногда (очень редко) твиттер бывает таки интересным. Например, официальный twitter-аккаунт Перзидента Роисси.

14 VinzVS   [Материал]
Твиттер создан не для того чтобы постить приветы.
Твиттер удобен для компаний размещать новости и инфу изменения склада и новинок товаров.
Твиттер удобен как новостная лента компании.
Твиттер удобен научным институтам где отслеживают изменения в процессе опыта.
Твиттер удобен как замена RSS новостям, его тоже можно размещать на сайте.
Твиттер удобен для отлеживания быстрых изменений.
Для организации вполне нужная вещь. У самого есть твиттер, в нем не публикуюсь но подписан на нужные мне новости.

15 Paragon   [Материал]
Насколько я понимаю, львиная доля твитов генерируется НЕ организациями. Официальной статистики не видел, но по ощущениям, главные активисты твиттера всё-таки частные лица.

16 Andrewtim   [Материал]
А в чём проблема, не читайте и всё, что совсем нечего почитать, глупая мода ..., но надо себя превозмочь, тем более информативность почти всегда нулевая.

17 Cиплый   [Материал]
Ребята, вы чего...читать не успеваете??? Блин везет вам, я иногда думать не успеваю...ну т.е. генерировать мыслительный продукт, все происходит просто походу дела, по инерции, я говорю себе, что перед тем чтоб сделать то-то и то-то надо подумать как это повлияет на то и на это, НО БЛЯ не успеваю обдумать это и делаю просто так наобум...вот пример по работе нужно решить одну нетривиальную инженерную задачу, и я знаю способ как сделать это быстрее чем обычно, т.е. разработать метод решения отличный от обычного, но для этого надо решить несколько технических вопросов....так вот я уже какой раз делаю всё по старому методу, хотя это на 50% дольше, и мне так и некогда сесть и заняться этим серьезно!!!

19 HQ74   [Материал]
Значит неправильно организован рабочий день, неправильно планирование налажено и тд. если не хватает времени думать

18 Leo74   [Материал]
на ДР в прошлом месяце мне подарили книгу.....я был очень рад.....реально неожиданно....последнюю книгу я прочитал году так в 2004.......тоже задумался почему перестал читать.....проанализировав , пришел к тому что времени на это нехватает.....жизнь как то очень быстро проходит....в твиттер как то заходил...смотрел ....несмог разобрать....немое это как и всякие однокласники и т.п.

"редакторам нужно настаивать не на тупом укорачивании текстов, а на повышение уровня авторов. На удобрении авторской мысли" прям в точку....короткие статьи как то неочень воспринимаются, а длинных много воды....зато если грамотно написано то читаешь прям с удовольствием.....

p.s.:статья больше чем обычно....кофе уже кончилось а я еще читаю

24 Anonymous   [Материал]
Дети, запомните: кофе и виски - это он. Оно - это говно и министерство образования (с)

20 HQ74   [Материал]
Мне времени хватает и с детьми заниматься много времени и на увлечение мое и работаю и домашними делами занимаюсь и очень много читаю. В пару дней осиливаю книжку какую нить интересную. А то и за день пару. Библиотека всегда с собой в смарте. Особенно в командировке хорошо почитать.

21 Black-n-White   [Материал]
Есть и еще одна заметная тенденция - рост числа писателей. Писателей в самом примитивном смысле, т. е. тех, кто пишет. Неважно где и что: опубликована новость - публике нужен мой комментарий, вышел новый фильм - он не останется без моей рецензии и т. д.
Люди спешат поделиться своим экспертным мнением по любому поводу. Большинство этих мнений, постов, комментов, отзывов и рекомендаций не стоят ничего.
Зачастую читатель не любит читать потому, что писатель не умеет писать. Когда я сталкиваюсь со статьями, грубо и неискренне украшенными элементами авторского стиля, меня это раздражает. Такую статью очень хочется сжать и урезать до сухих фактов.
Однако мне нравятся качественные и интересные тексты независимо от их объема. Например, этот пост.

22 Lonely_Planet   [Материал]
Буквально сегодня, находясь в разъездах по городу, думал о том, как короток день и как мало в течение него успеваешь. Шутка ли, я сегодня полчаса искал место чтоб поставить машину в районе Площади Революции. По сути, день - это 1-2 встречи до обеда и еще пара дел в разных районах после него. При таком режиме большинству динамичных граждан реально некогда читать пусть даже и очень интересные и полезные статьи о 30 000 знаках surprised Да и так ли нужно то великое разнообразие информации большинству людей, поступающее из источников СМИ? Если какому то конкретному обывателю вдруг приспичит вникнуть в ту или иную тему, то копнув чуть глубже в том же интернете он обязательно получит сатисфакцию. Ежедневный же новостной формат претендует лишь на краткий обзор происходящего
Сдается мне, зря вы осерчали на твиттер. Суть данных проектов - обозначить импульсивный посыл автора к ограниченному кругу аудитории, показать сиюминутное настроение, поделиться происходящими событиями и вызываемыми ими эмоциями. Никому не будет интересно читать на трех страницах о преимуществах пятого айфона, купленного Петей в подарок Маше. Но всего одна фотография в новостной ленте на vk.com передаст суть окружающим и вызовет нужные ответные эмоции, выражаемые в ответных каментах. А для любителей выражать свои мысли глубже есть иные проекты, тот же Живой Журнал, личные блоги и пр.

23 HQ74   [Материал]
Все верно. хо-хо парниша. мрак biggrin

25 Anonymous   [Материал]
ЖЖ хорош тем, что там вполне удобно смотреть фоторепортажи с каментами автора. Как у Темы к примеру. Твиттер не читал и не читаю.

Насчет укорачивания текстов не вполне согласен. Одно дело читать краткую ленту новостей, как на 3dnews к примеру. Другое - обзорные большие статьи на том же 3dnews. Просто разный формат для разных вещей.

З.Ы. Как говорится - я люблю читать, но живу в стране, где книга стоит дороже бутылки водки (с).

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2020 |