Ни одна страна, кроме Китая, не поставляет к нам автомобили, которые могут в
один год показать прирост продаж +348%, а на следующий уйти с рынка. Или, наоборот,
упасть почти до нуля, как BYD
в 2010, а затем восстать из пепла с 30-кратным ростом. Я
собрал в таблицу статистику продаж китайских марок, которые были представлены в
России за последние семь лет, и принцип качелей просматривается очень хорошо. Вверх,
вниз. Вверх, в ноль. Из ноля вверх и снова вниз.
Фаворита среди них выявить сложно. В 2005 с большим
перевесом лидировал GreatWall
со своими пикапами а-ля ToyotaHilux,
В 2006-2008 не было равных Chery,
в 2009 в лидеры выбился Geely, потом снова Chery, теперь вот Lifan.
Самой продаваемой маркой в рамках одного года стала Chery, которой удалось показать
невероятный результат в 37 тысяч автомобилей в 2007 году, что в те времена
превышало продажи Volkswagen,
Skoda и Peugeot!
Тот же год стал самым успешным для китайских марок в России,
и в общей сложности они продали 55 394 машины. Для сравнения, в 2011 году разошлось
43 146 «китайцев», хотя общий объем рынка 2007 и 2011 года примерно
одинаковы (2,7 млн машин).
Поначалу они наступали широким фронтом, скажем, в 2007 году у нас было представлено 13 китайских марок! Немецких брендов в тот год было
пять. Китайцы напоминал икромечущую рыбу, которая удобряет икрой все
вокруг в надежде, что хотя бы 1% икринок выживут. Очевидно, что некоторые марки
того времени были выбраны от балды, к примеру, как продавать в России автомобили
с названием Shuanghuan? К Hyundai
мы худо-бедно привыкли, но Жуньгань или
как ее – это уже лишка.
В середине нулевых китайские марки не стеснялись продавать порядка
сотни или тысячи автомобилей в год, и среди «миноритариев» полно забытых ныне
имен: Tianma, Tianye, FAW, ZXAuto, Hafei,
Brilliance, JMC, Changfeng,Ladwind, Dadi…
Но забыты они в основном для нас, россиян, а так неровен час – вернуться. Акститесь.
Причины нервности китайских марок разнообразны. Некоторые
марки собирались в России, например, в 2008 году мы посещали завод «АМУР»,
освоивший сборку GeelyOtaka
из машинокомплектов. Планы были амбициозные, но производство прихлопнул кризис
и решение правительства установить пошлину в 5000 евро на кузова для промсборки.
Похожая судьба постигла Златоустовский Shuttle, по сути, модель Dadi, хотя директор завода
Сергей Лемешевский честно признался, что автомобильный проект был «затычкой» для заполнения пустующих площадей
Златоустовского машиностроительного.
Некоторые марки просто не пошли – в 2005 мы тестировали
какую-то «Тяньму», мой коллега даже сочинил для лидер-абзаца эпическую оду. Как-то там было: …и реют над Миассом холодным гордые драконы Поднебесной колыбели мира, или чудится то мне,
или снится, и сажусь я за руль в бреду полуношном, и сцепление жму ногой
несгибаемой, и растворяется облик матушки России в мираже Азии-мачехи
непокоренной, и несет меня «Тяньма»в дали-далекие…
Каков машин, таков лидер-абзац. Кстати, больше о той «Тяньме»
мы не слышали. Зря старался.
Более распространенный сценарий китайских «десантников» -
это вброс в страну очередной машины под лозунгом «Ну вот теперь – стопудово надежная»,
и работа по этой схеме год-полтора. То есть до появления внятных отзывов владельцев
в Интеренете и СМИ. Так, позиции марки Chery после мега-успешного 2007 года подкосил креш-тест «Авторевю»,
по результатам которого Amulet
объявили капсулой смерти. Аналогично Brilliance ушел из России в конце 2008 года, когда специалисты EuroNCAP дали ему ноль звезд
по результатам своего креш-теста (своеобразный рекорд для европейской
организации).
Китайские марки привлекали начинающих российских дилеров
низкими требованиями. Там, где европейцы просили построить дворец-шоурум, китайцев
можно было продавать бок о бок с мотоциклами, а то и вовсе с открытой площадке.
Иные дилеры умудрялись работать напрямую, привозя машины из Китая, другие шли под
крыло импортера, вроде «Ирито», нов любом случае получить дилерство «китайца»
было несложно.
Учредитель компании «Техно-Моторс» Дмитрий Ануфриев
вспоминает о временах, когда его фирма продавала Chery: «Главная и очень серьезная
проблема с китайскими машинами – полная неразбериха в вопросах постпродажного
обслуживания и отсутствие запчастей. За время работы с Chery мы ни разу не
получили от производителя компенсации за гарантийный ремонт – все пришлось
оплачивать за счет своих средств. Соответственно, в какой-то момент работать с
Chery стало просто невыгодно, хотя продавались они неплохо. Сейчас доезжают
гарантийный срок последние из проданных нами Chery, и хотя мы уже не дилеры
марки, стараемся не бросать клиентов».
Соответственно, дилеры вели себя аналогичным образом:
отжимали рынок и меняли марку, а то и вовсе переходили на серьезные бренды.
Китайцы – это своеобразный стартап бизнеса, во многом за счет клиентов.
Представляете, каково это, продать подержанную машину, креш-тест которой смакует
весь Интернет?
Забавно, что китайцы в России никогда не стоили дешево: по
крайней мере, они были сравнимы по цене с аналогичными корейцами и некоторыми
европейцами. Иногда у них была лучшая комплектация, но все-таки не наличие
задних стеклоподъемников или дешевой кожи делает машину машиной.
Почему их покупали? Я думаю, ради естественно желания
попробовать что-то новое, не особенно вникая в предмет. Один раз я видел сцену
в автосалоне Chery, где
стояли удушающе-пластиковые «Амулет» с «Кукушкой» (CheryQQ). Заходит взмокший,
раздраженный мужик, шапка набекрень, за
ним понурая супруга. Он ей резко: «Ну вот, смотри, что нравится?
Нравится вот это? Я больше никуда не поеду, тебя, мать не поймешь - то не нравится, это не нравится. Все. Эй… - зовет менеджера. – Сколько это
стоит? 400 тысяч? Давай, оформляй». И оформил. Я смотрел на этот страшный сон и думал: дело даже не в том, что китайская машина ненадежна. Где
запчасти-то брать будешь? Купил бы ей "Ладу", самому бы легче было.
При таком подходе
дилеров, через полтора года можно остаться с машиной, которая официально в
России не представлена. Упования на то, что все запчасти японские, также
весьма наивны: один владелец CheryTiggo
попытался приладить к «митсубишевскому» мотору датчик от аналогичной модели
двигателя японской сборки – не подошел. А китайский везли что-то в районе трех
месяцев (дело было в 2007 году). А если случится ДТП, и понадобится три-четыре
уникальные кузовные детали – туши свет.
Но среди китайских марок идет естественный отбор, и уже
сформировалась устойчивая пятерка брендов, представленных в России минимум пять
лет: Chery, GreatWall, Lifan, Geely, BYD. И надо признать, что китайские
машины далеко не все производят убогое впечатление: скажем, для 2005 года CheryTiggo был вполне себе ничего
машиной. GeelyOtaka вполне сравнима с «Приорой»
по характеристикам и комфоту, да и стоила
примерно столько же.
Вообще есть ощущение, что лучшие разработки китайцев идут
мимо России. Наш рынок пока не входит в число приоритетов компартии, и продажи
осуществляются благодаря инициативе местных импортеров. Но если вдруг азиаты решат
зайти к нам по-серьезному – держитесь. Ибо автопром Китая выпускает 18 млн машин в
год – больше, чем кто-либо другой на планете, и в 6,5 раз больше, чем нужно
российскому рынку вообще...
Продажи китайских автомобилей в России в 2005-2011 году
За китайское качество я бы сильно не переживал. Найдите детскую игрушку некитайского производства - они есть, но мало. И среди китайских игрушек есть дурнопахнущий хлам, а есть почти шедевры. Я полагаю, к нам не везут лучшие образцы автомобилей. Ибо по цене они дороговаты для понятия "китайский автомобиль", не пойдут. К нам везут преимущественно "бюджетников", отсюда и нулевое ощущение качества. Главная проблема китайцев - слабая сервисная база. Возможно (тут я, конечно, спекулирую) они не уступают Ладам по надежности, но вот что случись - починить ВАЗ будет в 10 раз легче и дешевле.
Просто сборка - это еще не всё...они же и свою компонентную базу разрабатывали, это вообще по идее локомотив экономики, это и резинотехнические изделия и электроника и пластики и металлы и инженерия, чтобы не показывать 0 на краштестах...чтобы развить столько отраслей быстро, одновременно и добиться качества нужны просто непонятные суммы бабла...поэтому китайцы сейчас на пути совершенствования...думаю что для России пока эти машины не актуальны...
Тут стоит заметить, что с 0 баллов в 2008 году они поднялись до 4 баллов по более строгому тесту EuroNCAP в 2011 году для модели Geely Emgrand, к слову, ни одни российский автомобиль четырех звезд в настоящем EuroNCAP не набирает. Внушает? http://www.euroncap.com/results/geely_emgrand/ec7/2011/462.aspx
Я всё же считаю, что китайцы просто научились получать эти 4 звезды на краш-тесте. И это никоим образом не относится к безопасности автомобиля в целом. Не нужно себя обманывать.
Да я как бы не обманываю. Но показать результат лучше Ягуара просто на китче не получится. В Англии был в одном университете, удивился количеству китайских студентов. Прямо толпы. Так они туда не просто так ездят.
Но показать результат лучше Ягуара просто на китче не получится. А почему бы и нет? Можно найти репортажи из центров безопасности ведущих производителей, как там они работают, как испытывают машины (далеко не по условиям проведения EuroNCAP). Подобных материалов из Китая я не встречал. Хотя буду рад, если ошибаюсь. Подогнать машину под условия проведения одного теста дешевле, чем построить безопасный автомобиль. Это как сейчас у нас в школах - вместо качественного обучения натаскивают на сдачу ЕГЭ.
Это не совсем показательная выборка - интеллектуально развитые и начитанные читатели нашего сайта. Конечно, они не купят. В АВС-моторс мне сказали, что чаще всего китайцев покупают жители области, куда инет еще не добрался Так что если сделать среднюю выборку по жителям страны, а не только интернет-пользователям, желающие найдутся. 44 тысячи в прошлом году нашлось.
Я бы взял Гранту в комплектации люкс. Приора унаследовала все недостатки десятки.Калина неплоха, но ведь Гранта - это её развитие. В её люксовой комплектации меня привлекает короткая рейка, коробка с тросовым приводом, мотор 1.6 л 98 лс. А приемлемая цена позволяет немного денег потратить на тюнинг салона, если окажется необходимым.
Кот в процессе выбора машины тоже ненароком китайцев вспоминал. Особенно интересная модель была - копипаст Мазды 3. Но что-то внутреннее говорило - низя енто лапками трогать и покупать низя! P.S.: чет ощущения у Кота, что с процентами в табличке местами напутано (BYD глаз режет)...или утро еще...
Ты что, Кот, блог - это, бляха-муха, ручная, почти ювелирная работа. Никаких новоделов. Все по старинке, на печатной машинке с последующим сканирование и распознаванием текста.
Зная тебя Кот ждёт не только такой ручной, но и поистине ювелирной работы мастера: даёшь следующую таблицу каллиграфическим самописным шрифтом от руки!
Есть у Кота ощущение, что эти вбросы просто вид исследования предпочтений наших соотечественников. Кот думает, Китай может себе позволить не чисто теоритически оценивать, а практическими продажами. И в случае провала бестро переориентироваться - благо тому примеров в статье масса. В последствии будет как с корейцами - все их боялись и никто не знал - счас на уровне с именитыми марками (по крайней мере цена близка). То же, вероятно, со временем будет и с китайским автопромом.
То, что в автопроме Китайцы уже совсем скоро будут на уровне других, а то лучше - точно определённо. В нынешних темпах развития Китая вообще не понятно, что им может помешать
В 2011 году Китай сумел сохранить мировое лидерство в автопроме. В Китае в прошлом году было продано 14 472 400 автомобилей, что на 5,2% больше, чем в 2010 году, передает агентство «Автостат». Для сравнения, в США было реализовано 12 778 885 авто, что на 10% больше, чем в 2010.
Интересно, что Китай удерживает мировое лидерство в автопроме с 2009 года. И это несмотря на то, что правительство Поднебесной в последнее время пытается сдержать рост автопарка: увеличены налоги на продажу малобюджетных авто, ликвидированы различные субсидии, повышены акцизы на топливо. А, например, в Пекине решили серьезно ограничить регистрацию автомобилей – в 2011 году на учет можно было поставить всего 240 тыс. машин (и это учитывая, что сейчас в Пекине живет, по некоторым оценкам, порядка 18 млн человек). Сейчас купить авто в Пекине можно лишь в том случае, если у тебя есть место на стоянке или в гараже, постоянная пекинская прописка и работа. А иногородние для регистрации автомобиля в китайской столице должны показать пятилетний трудовой контракт с пекинской компанией, официальный договор об аренде жилья, разрешение от налоговой инспекции на покупку машины и так далее! Кроме того, с 2011 года вступило в действие правило «один человек – одна машина». То есть, если у вас уже есть автомобиль, то купить второй вам просто не разрешат.
Только не забывай, что в Китае имеют свои заводы практически все крупные производители, так что там BMW, MB, Peugeot, Ford, и т.п. - это тоже сделано в Китае. Опять таки, китайцы не очень любят отечественные марки, хотя большинство и ездят на них.
Согласен, они ездят в основном на "сборочных" машинах. Тем не менее, и на своих тоже. Впрочем, я не вполне прав в том смысле, что в Китае все же есть сервисная база для китайских машин, а у нас она, по-моему, только декларируется.
Хундай Солярис(Акцент) - собирается у них, двигатели для нашего производства (в Питер) поставляются из Поднебесной. Пежо - бюджетный седан который вроде как собираются у нас запустить в продажу, родом все из того же Китая. У них даже есть Ситроен С4 седан!
Производят там очень многое и часто один товар может быть в разном исполнении по качеству. Возможно когда нибудь и свыкнемся что автомобиль - made in Сhina (R.P.C), как свыклись с бытовой техникой.
21 Артем_КРАСНОВ (Сегодня 08:14) Боюсь, он не только прослеживается - он итальянский Европейские ателье неплохо зарабатывают на китайцах
Думаю, таких примеров итальянского дизайна единицы... В большинстве китайских авто угадываются очертания кузовных штампов японских и европейских производителей, применяемых для моделей прошлых поколений. Причем один кетаймобиль может одновременно сочетать в себе элементы разных школ дизайна и континентов... Например, BYD, http://www.newsproject.ru/byd_f3_r_e3364.html обводы кузова которого намекают о том, что "дизайнеры" внимательно изучили стиль Шевроле Лачетти, но штампы дверей удалось купить лишь от Короллы - видимо в силу того, что Лач еще не снят с производства. Характерно, что китайцы преимущественно не используют проторенную дорожку выпуска устаревших моделей по лицензии, как например УзДэу, Тагаз, Жигули или тот же псевдошевроле корейского розлива. Тут явно чувствуются амбиции "автогигантов будущего"... Зато редкие попытки НЕиспользования аутентичных дизайнерских талантов получаются очень даже гармоничными - тот же М11 в кузове хетчбек. Заметили как почти привычно мы используем в разговоре кЕтайбренды? А ведь еще недавно все китайские авто были для большинства обывателей noname. Так и говорили, выглядывая в потоке незнакомую корму: "аааа, понятно, это китаец!" Умиляет, как владельцы китайцев восхищаются своими "ласточками" на форумах и блогах: http://www.drive2.ru/cars/byd/f3/f3/smadl/
Недавно мне посчастливилось порулить китайским авто (заводя его в мороз :D). Объект руления - та самая кукушка, Cherry QQ. Так вот, сравнивая ее с имеющимся в семье прототипом кукушки Матизом, она оставляет впечатление автомобиля выше классом, чем собственный донор (имею в виду отделку салона, руль в частности..)
off topic на этой странице есть ссылки на материалы дней минувших....В частности, пробежался глазами по статье о РЕНО Сандеро. Так вот, в комментариях фигурируют совершенно не те, привычные сегодня авторы. Круг замыкается??
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]