Запах автомобиля – это его «обонятельный дизайн», который иногда влияет на восприятие автомобиля едва ли не больше, чем дизайн визуальный.
Худшее, что может быть с новым автомобилем – это запах клея и дешевой пластмассы. В душных шоу-румах этот запах настаивается до крепости самогона, и порой пятиминутная примерка автомобиля напоминает экскурсию в газовую камеру.
Фенольными «ароматизаторами» злоупотребляют китайские производители (не все), и, естественно, АвтоВАЗ. Увы, но садясь даже в современную Lada Kalina, встречаешь этот знакомый дух советского универсама эпохи заката Советской власти, где в закутках свалены пластиковые ведра, садовый полиэтилен, краски, ткани, а над всем реет невидимый лозунг: «А что вы хотели? Зато дешево».
Самым неприятным в моей практике был один китайский пикап, день общения с которым обернулся сильной мигренью. К сожалению, помимо неприятных ощущений едкий дух нового автомобиля весьма вреден для здоровья.
Большинство среднеценовых автомобилей пахнет гораздо аппетитнее «Лад» и «китайцев», причем у меня этот характерный запах ассоциируется с новым Fiat Punto, который мы один раз брали на прокат в Англии. В этом запахе есть и ощущение безопасности, и обещание приключений. Он как одометр с нулевыми показаниями говорит тебе, что все еще впереди. Это запах рождения новой автомобильной судьбы.
Очень характерно и приятно пахнут автомобили премиум-класса. Их запах – это дизайнерское продолжение ароматов автосалона, где висит дух зернового кофе, глянцевых журналов и дорогой кожи. В салоне люксовой машины запах кожи солирует, и он как бы увязывает эти автомобили с лайфстайлом их владельцев: цветы, духи, сигары, вина… Машина не должна выбиваться из этого ряда.
По мере старения автомобиля запахи ослабевают. Вернее, уступают место естественному душку их владельцев, который бесконечно разнообразен. Запах своего автомобиля кажется нейтральным, как и запах своей квартиры, но вот чужой интерьер всегда имеет стойкий амбре и довольно часто – неприятный. Это может быть табачный абрис или кисловатый запах от мази, которой мажется владелец. Неприятно пахнет салон собачатников, хотя по своему опыту знаю, что запах псины для владельцев почти незаметен.
Пыль – вот еще один спутник автомобиля. Ее сухой, как бумага, запах особенно ощутим на жаре, когда система вентиляции поднимает в воздух мелкую крошку. После мойки салон тоже пахнет пылью, но мокрой, как асфальт после дождя.
Я всегда любил первое сентября и начало осени. В автомобиле предвестником холодов является дух из дефлекторов, когда первый раз после лета включаешь на полную мощность печку: полусинтетический, теплый, чуть влажный аромат создает чувство неуязвимости перед окружающей средой.
Моя супруга не любит «вонючки» для ароматизации салона, и у меня они ассоциируются с такси. Приятных ароматов мне не встречалось, в основном сильный химический запах, словно пьешь чай с одеколоном. Поэтому «вонючками» я не пользуюсь.
В старых машинах часто пахнет бензином, и ассоциации от него двоякие. Есть в этом запахе и что-то ущербное, но он напоминает о первой машине, а с ней связано много приятного. Кстати, запах машинного масла я не люблю. Он вызывает воспоминания о недолгом периоде работы в автосервисе, и оказываясь в промасленных помещениях я могу лишь порадоваться, что не застрял в них надолго – не мое.
А вообще запахи – это прекрасные консерванты для воспоминаний. Их воздействие на нас менее явно, чем визуальных образов, поэтому они хранятся где-то в бессознательной области и не подвержены износу. Поэтому, садясь в очередной автомобиль, я часто испытываю к нему расположение или предубеждение в зависимости от того, как пахнет его салон. Хотя и не всегда это осознаю.
|