Блог Артёма Краснова
Четверг, 10.10.2024, 23:13

Приветствую Вас Гость

Авторский

...
KIA_feb_240x400_kras
Поиск по сайту
Форма входа

Форум
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Главная » 2014 » Октябрь » 23 » Часто задаваемые вопросы про автомобильные аккумуляторы
13:40
Часто задаваемые вопросы про автомобильные аккумуляторы

Самая популярная причина трудных пусков зимой — дохлый аккумулятор. Не единственная, подчеркиваю, но распространенная. Современные аккумуляторы могут служить по 5-7 лет, но если, например, случались полные разрядки или долгие простои машины без движения (особенно зимой), замена может потребоваться и раньше. Решил чуть-чуть рассказать, какие бывают аккумуляторы и какие цифры важны в маркировке.

Типы аккумуляторов

Несмотря на разнообразие коммерческих наименований, все автомобильные аккумуляторы свинцово-кислотные: электролитом служит раствор серной кислоты и дистиллированной воды, а электроды — свинцовые.

Старые батареи были обслуживаемыми, то есть требовали регулярного контроля уровня электролита и долива воды. Но сегодня они уже неактуальны.

Впрочем, есть так называемые малообслуживаемые: они требуют долива воды примерно раз в полгода, зато дешевле и не так сильно бояться глубоких разрядов. Хороший вариант для владельцев старых "Лад" и иномарок.

Однако большинство из нас, скорее всего, предпочтет необслуживаемую батарею: обычно их срок службы составляет порядка 5 лет, а контролировать уровень электролита не нужно в принципе — зачастую нет даже соответствующей пробки. Большинство недорогих аккумуляторов сделаны по так называемой гибридной технологии: один электрод с добавлением кальция, другой - с сурьмой, но в небольших количествах. Еще могут обозначаться, как Ca+ или Ca/Sb, но не стоит путать их с "чисто кальциевыми".

Под "брендом" кальциевые (Ca/Ca) подразумеваются батареи, у которых оба электрода сделаны из сплава свинца и кальция, а это лучший вариант для снижения потерь воды. В результате, кальциевые аккумуляторы могут служить до 7 лет, у них низкий саморазряд, а главная проблема — боязнь глубокой разрядки. К примеру, если сигнализация на вашей машины способна за неделю зимней стоянки высосать весь аккумулятор, лучше не покупать кальциевые батареи. А вот для полностью исправной иномарки это интересный вариант, хотя и более дорогой.

Чуть особняком стоят аккумуляторы по технологии AGM, в которых электролит находится не в жидком состоянии, а абсорбирован стекловолокном — это довольно продвинутые батареи, обеспечивающие долгий срок службы (чуть ли не 15 лет) и высокие пусковые токи. Кроме того, они хорошо переживают частые циклы заряд-разряд, а потому, например, используются в автомобилях с системой Start-Stop.

Наконец, есть еще гелевые аккумуляторы (GEL), в которых электролит загущен силикагелем до вязкого состояния, а также EFB-аккумуляторы. В чем-то их достоинства похожи на AGM-аккумуляторы, но гелевые еще лучше переносят глубокие разрядки. При этом пусковые токи у гелевых аккумуляторов зачастую ниже.

AGM-аккумуляторы и гелевые ощутимо дороже обычных (6-10 тысяч рублей), EFB занимают промежуточное положение по цене. Чаще всего эти аккумуляторы применяются в автомобилях с системой Start-Stop или иномарках премиум-класса, где аккумулятор работает в условиях постоянных циклов заряда/разряда.

Рекламные объявления о добавлении серебра и других металлов в основном означают присутствие этих веществ в свинцовых электродах. Зацикливаться на этих особенностях не стоит — важнее параметры аккумулятора.

Маркировка аккумулятора (кликните для увеличения).

Для нас с вами важны следующие параметры:

1. Гостовское обозначение 6СТ-55АЗУ, где второе число (55) обозначает номинальную емкость.

2. Наличие или отсутствие слова "Необслуживаемая". При этом уровень "обслуживаемости" батареи может быть зашифрован в гостовском обозначении (последние буквы): N - с большим расходом воды, L - малым, VL - очень малым, VRLA - необслуживаемый.

3. Пусковой ток и стандарт измерения - в данном случае 500 А по стандарту EN (подробности ниже).

4. Технология изготовления: Ca+ обозначает гибридную технологию, при которой один из электродов - с примесью сурьмы, другой - из свинцово-кальциевого сплава. Кальциевые аккумуляторы обозначаются Ca/Ca, гелевые - GEL. Батареи по технологии AGM и EFB - соответствующими аббревиатурами.

Емкость аккумулятора

Поскольку напряжение батарей для легковых автомобилей одинаковое — 12 В,  то выбирать тут нечего (у старых мотоциклов 6 В, у грузовой техники 24 В). Сразу оговоримся лишь, что в основном обозначении аккумулятора (скажем, 6 СТ-60А) первая цифра обозначает не напряжение, а количество последовательно соединенных аккумуляторов внутри батареи, поэтому номинал — 12 В.

Куда интереснее вторая цифра, отражающая номинальную емкость батареи в А*ч. Многие считают ее чуть ли не основной характеристикой аккумулятора. В бытовом смысле, этот параметр показывает, как долго можно крутить стартером двигатель, а в физическом — это запас энергии батареи.

Вообще емкость, например, 60 А*ч не означает, что аккумулятор способен целый час выдавать ток в 60 А. На самом деле, испытательный цикл обычно длиться 20 часов (или 10 часов) — соответственно, если емкость аккумулятора 60 А*ч, то в течение испытательного цикла он должен стабильно выдавать 3 А. Средняя температура при этом — 25 градусов.

Температура влияет на емкость аккумулятора достаточно сильно: скажем, при +5 градусах аккумулятор теряет в среднем 20% емкости, при -30 градусах — до половины. Это одна из причин, почему зимние пуски иногда полностью высасывают батарею.

Емкость аккумулятора падает при его хранении в магазине: вообще, если хотите купить батарею, выдающую гостовские параметры, следите, чтобы с даты изготовления не прошло более месяца или хотя бы трех месяцев (зачастую это непросто сделать). Батареи, выпущенные год назад, потеряли часть свойств, лежа на полке.

 

Некоторые аккумуляторы имеют еще один параметр - RC или резервная емкость в минутах. Он обозначает время разрядки аккумулятора до напряжения 10,5 В при 25 градусах и токе 25А. Фактически, параметр отражает время, в течение которого автомобиль может ехать с отказавшим генератором. Величина, коррелирующая с номинальной емкостью аккумулятора.

 

Разумно ли выбирать батарею большей емкости?

Если вы считаете, что стандартного аккумулятора вам в иной день не хватало, то можно попробовать. С точки зрения холодного пуска у батареи большей емкости есть несколько плюсов: во-первых, она обеспечит большее время прокрутки, во-вторых, меньшее падение напряжение при пуске. При этом в нормальных условиях работы нагрузка на генератор не будет ощутимо выше (вопреки популярному мнению), ведь количество энергии, которое машина высасывает из аккумулятора в момент пуска, не зависит от его емкости.

Однако во всем нужно чувство меры. Во-первых, аккумулятор слишком уж большой емкости может спровоцировать повышенные пусковые токи (за счет меньшего падения напряжения), что вредно для стартера. Во-вторых, если вы постоянно запускаетесь на лимите его возможностей, время зарядки его может возрасти, а в каких-то случаях (при кратковременных поездках) возможностей генератора может не хватить, чтобы поддерживать батарею заряженной. В случае со свинцовыми аккумуляторами такой режим снизит ресурс.

В общем, аккумулятор большой емкости стоит расценивать, как некий «неприкосновенный запас», которым вы будете пользоваться лишь иногда. Если же автомобиль не в состоянии нормально пускаться с аккумулятором стандартной емкости, то проблема не в аккумуляторе: нужна диагностика топливной системы и зажигания (свечи, форсунки, и т. п.)

Обозначения импортных аккумуляторов зачастую скуднее, но основные параметры те же: номинальные напряжение, емкость и ток холодной прокрутки с указанием стандарта. Кстати, загадочные цифры 570 500 065 обозначают то же самое: первые три цифры - это номинальная емкость +500 (в данном случае - 70 А*ч); последние три цифры - это пусковой ток, деленный на 10 (в данном случае 650 А). Но это - только для европейских аккумуляторов. Обратите также внимание на маркировку технологии (EFB) и пометку, что аккумулятор предназначен для машин с технологией Start-Stop, хотя эти обозначения не обязательны и носят, скорее, рекламный характер.

Пусковой ток

На самом деле пусковые качества батареи при исправном двигателе определяются не столько его емкостью, сколько током холодной прокрутки, который указывается на аккумуляторе (может обозначаться CCA).

Скорее всего, на батарее будет указан пусковой ток с пометкой (EN) — это название стандарта: в Европе EN 60095, которому соответствует ГОСТ 959-2002.

Число в амперах показывает, какой ток аккумулятор выдает в специальном цикле холодных испытаний. Сначала батарею замораживают до -18 градусов, после чего она должна выдержать 10-секундный разряд указанным током при падении напряжения до 7,5 В, а затем после небольшой паузы еще один цикл разряда: ток 60% от номинала, падение напряжение до 6 В в течение 90 или 150 секунд (в зависимости от исполнения). Батареи, адресованные России, выдерживают более жесткий стандарт.

Даже если вы не вполне поняли смысл предыдущего абзаца, знайте — ток холодной прокрутки определяет «силу» аккумулятора, причем именно в мороз. Если он низкий, то в холода стартер будет крутиться вяло, и не спасет даже увеличенная емкость. При выборе аккумулятора старайтесь, чтобы этот параметр не был ниже тех, что рекомендует производитель.

При этом есть еще один стандарт DIN (DIN 43559 или ГОСТ 959-91), при котором условия испытаний другие: нагрузку дают в течение 150 секунд, а напряжения не должно упасть ниже 6 В (не ниже 9 В через 30 секунд). Поскольку условия более жесткие, обычно токи по DIN примерно в 1,7 раза ниже, чем по стандарту EN — имейте это в виду. Скажем, если батарея выдает 420 А (EN), это соответствует примерно 255 А (DIN).

Есть еще американский стандарт SAE — его условия наиболее «мягкие», поэтому величины пусковых токов самые большие. Очень важно при выборе аккумулятора уточнить стандарт, по которому измерен пусковой ток, иначе под видом суперспособного аккумулятора можно купить обычный, просто с величиной тока по SAE (грубо, она на 10% больше, чем по стандарту EN).

В принципе, не надо бояться, что большой пусковой ток окажется вреден автомобилю: этот параметр отражает не столько реальный ток, который потечет через стартер (этот ток определяется сопротивлением цепи и напряжением), а предельные возможности аккумулятора в мороз. Грубо говоря, аккумулятор с низким пусковым током не выдаст нужной мощности, даже если стартер его «попросит» об этом.

Малыш Renault Sandero комплектуется в России аккумулятором с весьма серьезными параметрами. Для сравнения у Suzuki SX4 аккумулятор емкостью 35 А*ч и пусковым током всего 300 А

 

Может ли батарея не подойти к автомобилю?

 

Да, во-первых, при выборе аккумулятора нужно знать его размеры, во-вторых, полярность (прямая или обратная) и тип клемм (европейские, японские, американские). Вообще лучший способ не промазать — это обратиться в специализированный салон или воспользоваться интернет-подбором. И уже потом из многообразия батарей, физически помещающихся под капотом, выбрать с оптимальными для вас параметрами.

Категория: На злобу дня | Просмотров: 2934 | Добавил: Артем_КРАСНОВ | Теги: холодный пуск, батарея, аккумулятор | Рейтинг: 5.0/3


Всего комментариев: 27
1 Партизан  
автомобиль может ехать с отказавшим стартером
Генератором наверное? Причем здесь стартер?

4 Артем_КРАСНОВ  
0
Да, плюс за внимательность. Исправил

2 Cиплый  
А вот про свечки вовремя напомнил...надо бы поменять перед холодами...кстати, раз уж у нас сегодня FAQ от автогуру, почему на них образуется эта черная юбочка: 

Я конечно примерно понимаю, что от температуры, но они ведь бля для таких температур и производятся...не???

6 Артем_КРАСНОВ  
0
По фотке - а какой конситенции эта чернь? Выглядит, как масло, но, как я понимаю, это не масло, а "отгоревший" изолятор?
Ну если так, первое, что приходит на ум - у твоих свечей не оптимальное калильное число (оно характеризуем способность свечи отводить тепло). Возможно, тебе нужны более холодные свечи (с большим калильным числом).
Если калильное число в норме, то возможно, двигатель по какой-то причине перегревается: тут уже нужно смотреть углы опережения зажигания (не рановато ли оно) и состав смести (не слишком ли она бедная).
Послушаем, что скажут другие )))

7 Cиплый  
Свечи на фотке не мои...эт так из инета просто для понимания...у меня такой выраженной черноты нет...просто почернения того места, без какого-либо налета, типа масла...т.е. это почернение самого фарфора свечи...

8 Артем_КРАСНОВ  
0
Ну это симптомы перегрева свечи, а возможные причины я выше указал. Если раньше с этими свечами двигатель работал нормально, то, вероятно, проблема уже в самом двигателе, в его регулировках (зажигание, топливная система), которые провоцируют повышенную температуру. .

9 Cиплый  
В том-то и вопрос, что в целом свечи работают нормально...но только 1 сезон...зимой, если не заменить, завестись просто невозможно на таких свечах, новые поставишь и с полпинка...как узнать калильное число...

10 Артем_КРАСНОВ  
0
На рассейских свечах калильное число в индексе, типа А17 - калильное число 17 (если не ошибаюсь, жигулевская "размерность"). Но для форсированных моторов такая свеча может перегреваться, так что нужно поболее, видимо. А вот у импортных индекса нет, по-моему, но в инете наверняка есть таблица соответствий для свечей конкретных марок. У некоторых фирм свечи называются "горячие", "холодные"... Кинь марку свечи, попробую поискать

11 Артем_КРАСНОВ  
0
Если свечи так мало работают, дело может быть не в них, просто двигатель их сильно "засирает". Может, масло попадает, может быть, нагар образуется, присадки к бензинам (если он левый) могут здорово убивать свечи.

12 Cиплый  
Тут всё мимо...свечки выкручивая всегда смотрю...чисты аки слеза младенца...да и по выхлопу я бы понял, ибо "масляный" выхлоп отличу от нормального по виду и запаху, т.к. долго ездил с расходом масла...

15 Артем_КРАСНОВ  
0
Зазор тоже нормальный после года? Смутно вспоминаю, что во времена моей работы в сервисе одна из работ, которые мне доверяли, как раз выставление зазора в свечах - первое, что делали с приезжавшей машиной.

Чет читал - читал вашу переписку про свечи, и показалось что вы уже в дебри начинаете лезть. Хотя и полезные советы есть.


Цитата
В том-то и вопрос, что в целом свечи работают нормально...но только 1 сезон...зимой, если не заменить, завестись просто невозможно на таких свечах, новые поставишь и с полпинка...как узнать калильное число...

1 - ты свечи всегда сам выкручиваешь/проверяешь/меняешь?

2 - проверяешь ли свечи на предмет "пробоя изолятора"? Во многих сервисах есть спец аппарат - вставляют в него свечу, дают напругу, и сразу по искре видно - годная или выкинуть.

Самое интересное, что "пробитые" свечи нередко идут уже с магазина. Как то раз дошло до того, что 3 раза покупал свечи в магазе, и из 4-х НОВЫХ свечей 1 - 2 были бракованные. А уж говорить про Б/У......тем более отходили сезон....

Так что проблема эта уже старая, лоторея ТА еще. Свечи уже как расходник стали (фильтра/масла). А вот свечи именно с завода (обычно в новых авто) как ни странно ходят очень долго. Я на Хитрилле в прошлом году поменял только (7 лет без малого) и были еще вполне добрые.

Пока подобрал им замену, покопался не слабо. Из 7 свечей нашел 4 нормальных.

ПыСы - свечи беру не дешевые, известных производителей.

17 Артем_КРАСНОВ  
0
Пробой изолятора - разумная теория. Память начинает возвращаться ко мне: вспомнил приборчик специальный в сервисе, на котором было видно искрит или нет )))

3 Cиплый  
И еще всё хотел спросить...на новых моделях крепление аккумулятора и клемм до сих пор осуществляется посредствам болтов и гаек??? Я когда зимой  колдую возле машины, забирая/устанавливая аккум поутру, мне всегда интересно почему бля нельзя придумать быстроразъемные крепления для зажимов и клемм, как на велике, чтобы не крутить там 15 минут ключом и замерзщими руками эти подлые гаечки на 10....или всё до сих пор так же печально???

5 Артем_КРАСНОВ  
0
На многих машинах нечто вроде зажима (пример тут http://www.youtube.com/watch?v=sOLzGKhwxFI, на 1:19 видно), правда, иногда поверх аккумулятора еще столько наверчено, что все равно быстро не снимешь.

18 Black-n-White  

Цитата
крутить там 15 минут ключом и замерзщими руками эти подлые гаечки
да, тоже накрутился, было время, похожие мысли посещали

13 Артем_КРАСНОВ  
0
Судя по маркировке свечей Champion, калильное число 12, но в данном случае у них своя классификация, с отечественной не совпадающая, чем меньше число - тем "холоднее" свеча. А диапазон у Чемпиона - от 1 до 25 единиц (для гражданских моторов). То бишь описанные тобой свечи по калильному числу - середняки, так что если действительно проблема в этом, можно поставить холоднее свечи.
У остальных свечей маркировка странно выглядит, не берусь судить об их характеристиках. Вроде бы вот так должна выглядеть маркировка для свечей NGK

14 Артем_КРАСНОВ  
0
http://nissanoffroad.ru/sovety....ie.html

Может поможет, здесь внизу есть табличка с соответствием свечей разных марок по калильному числу. К сожалению, единой классификации нет.

19 ТотЧувачок  
на мотоциклах аккумы на 12 вольт давно уже. 6 вольт - это древние совкоциклы какие-нибудь. ))

20 Артем_КРАСНОВ  
0
Ну на машинах 6 В вообще не бывало, потому я так и написал, чтобы люди понимали, куда идут 6-вольтовые.

21 Партизан  
Чего-то тема повседневная какая-то, не пятничная знаете ли. Может лучше обсудим какое пиво лучше? Темное или светлое, фильтрованное или не фильтрованное. И чем его лучше закусывать, сушенной рыбой или солеными сухариками. А может сосисками или свиной рулькой с кислой капустой?

22 Артем_КРАСНОВ  
0
Темное с рыбой.  У него адгезия лучше, а интерференция с сухариками может привести к выпадению некарбонируемого осадка. Как-то так.

23 Партизан  
smile smile smile Вы помещкнме в котором курите проветпивайте по чаще...

25 Артем_КРАСНОВ  
0
Проветривание конвекционным методом переноса массы может приводить к локальному переохлаждению макрочастей организма.

26 Партизан  
Друзья из Голландии приехали?

24 Партизан  
Помещение проветривайте

27 fonarygoryat  
Если у вас действительно проблемы с зажиганием или вы чувствуете, что у вас постоянно садиться аккумулятор, то надо покупать http://akbmoscow.ru/ нормальные аккумуляторы новые, а не экономить на этом.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 |