Московский международный автосалон 2016 года начинается в минорном ключе: от участие отказались почти все иностранные производители! Как это контрастирует со временами двухлетней давности, когда мы удостоились не только локальных, но и мировых премьер. А сегодня в ММАС-2016 участвуют всего десять производителей, среди которых АВТОВАЗ, Mercedes-Benz, Smart, Ravon, Hyundai, Changan, DMF, FAW, Geely, IKCO. Если убрать китайцев и иранскую IKCO, которые мало интересуют россиян, остается шиш да маленько. Громкие премьеры подготовил разве что АвтоВАЗ: он хозяин - ему и отдуваться.
Впрочем, написать про ММАС-2016 можно хотя бы потому, что здесь дебютирует прототип кроссовера XCODE, которые радует глаз и воспламеняет душу. Кажется, Стив Маттин дошел до апогея концепции икс-дизайна, представив самую агрессивную его вариацию, на фоне которой даже оригинальный X-Ray 2012 выглядит бледновато.
Концепт X-Ray 2012 (вверху) существенно отличался от прототипа X-Ray 2014, однако серийная модель весьма похожа на прототип
При этом если X-Ray был исключительно «мулом», отражающим дизайнерский язык и только, то XCODE не выглядит сферическим концептом в вакууме: ничего сюрреалистичногот с точки зрения серийного производства в нем нет. Может быть, чуть ниже станет поясная линия и чуть больше остекление, плюс, как и Vesta, по пути к серии машина избавится от нахального цвета и переразмеренных колес, но я вполне допускаю, что серийный «Код» будет весьма похож на свой прототип.
При этом пока нет ни точных сроков выхода автомобиля (самое раннее — 2018), ни технических подробностей. АвтоВАЗ лишь заявления, что автомобиль получит новый турбомотор, проектирование которого идет на заводе, а также полный привод. Это наводит на мысли, что в качестве основы могут выбрать платформу Duster, на одной из модификаций которой построен X-Ray.
Однако некоторые СМИ со ссылкой на инсайдеров утверждают, что речь о платформе «Калины», которой добавят всю переднюю часть от Vesta, включая лонжероны, подвески и рулевое управление. Правда, полученный гибрид может быть лишь моноприводным, что несколько расходится с официальными заявлениями АвтоВАЗа. Кроме того, в этом случае концепция XCODE во многом повторит Lada X-Ray, и для чего АвтоВАЗу два похожих моноприводных хетча близких классов, но на разных платформах — неясно. Поэтому, не исключено, что под XCODE приспособят платформу «Дастера», быть может, в модернизированном и локализованном виде.
Причем АвтоВАЗ рассматривает не только классическую паркетную 4WD-трансмиссию с муфтой подключения задних колес, но и гидрообъемную, аналогов которой в легковом автопроме просто нет. Если остановятся на втором варианте, то чем черт не шутит - могут использовать и платформу "Калины".
В целом, решение еще не принято, и в качестве одной из перспектив рассматривается и моноприводная версия XCODE на полную замену нынешней "Калины".
Другая новинка АвтоВАЗа — универсал Lada Vesta SW, производство которого стартует в 2017 году, то есть, позже изначально оговоренной даты 25 сентября 2016 года. Универсал на автосалоне показали сразу в версии Cross с увеличенным просветом (предположительно — 20 см) и пластиковыми накладками на порогах и бамперах.
По такому же рецепту выполнены Lada Vesta Cross в кузове седан и Lada X-Ray Cross. АвтоВАЗ практически создает прецедент, поскольку до сих пор «седаны повышенной проходимости» предлагала разве что Volvo с моделью S60 Cross Country.
Два прототипа Lada Vesta Sport Concept и Lada X-Ray Sport Concept намекают на подогретые версии обеих моделей, которые вполне могут стать серийными в обозримом будущем. Дизайн акцентирован за счет деталей, которые перекликаются со спортивной Lada Vesta WTCC (участница мирового кузовного чемпионата), подвеска занижена и ужесточена, а двигатели — 1,8-литровые агрегаты, форсированные со 122 л.с. до 150 л.с. Не уверен, что АвтоВАЗу нужны подобные модели: тест Granta Sport оставил смешанные чувства — уже не «гранта», еще не спорт...
Lada Vesta WTCC также покажут в Москве. Автомобиль довольно успешен, например, он доминировал во время российского этапа серии
Lada Vesta CNG Taxi адресована такси или корпоративным автопаркам и работает либо на бензине, либо на сжатом (не путать со сжиженным) газу, что, по расчетам завода, позволит владельцу экономить на топливе в три раза. Ввиду кампании по борьбе с нелегальными установщиками ГБО АвтоВАЗ мог бы сделать заводскую версию «для народа», но почему-то серийные авто для работы на газе делает разве что ГАЗ. Ну его имя обязывает.
Lada Vesta Signature — это мелкосерийная модель с растянутой на 20 см колесной базой, раздельными задними креслами и широкими возможностями по «кастомизации» интерьера. Она, видимо, со временем вытеснит Lada Largus VIP из корпоративных автопарков, которым хочется поотсвечивать, а нельзя.
Ближе к массам новая версия Lada Vesta 1.8 AMT со 122-сильным мотором и роботизированной коробкой, которую на автосалоне представили в комплектации Exclusive с кожаным салоном и полным набором оборудования. Хотя что значит ближе: если сегодня топовая «Веста» стоит 760 тысяч, то предлагаемый автомобиль оценят этак в 900...
Чтобы публика не забыла классику жанра, АвтоВАЗ выкатил всю модельную линейку, включая концептуальный пикап «Охотник» на базе Lada 4x4, Lada Vesta с 1,8-литровым мотором (доступная для теста) и кроссовер X-Ray с круиз-контролем и функцией отключения ESP: ее чересчур усердная работа, например, при выезде из снежных заносов, вызвала критику.
Несколькими днями ранее на Московском международном форуме автомобилестроения глава АвтоВАЗа Николя Мор обозначил приоритеты развития завода, среди которых — ориентация на экспорт (с помощью государства) и глобальная работа по снижению себестоимости моделей.
Общий посыл Мора несколько контрастирует с «инновационной» политикой Бу Андерссона, который в качестве главных приоритетов называл сжатые сроки выхода новых моделей и выдерживал из с точностью до дня. Так, с момента демонстрации концепта X-Ray до показа предсерийных Lada Vesta и X-Ray прошло лишь два года, а спустя еще год с небольшим в продажу поступили серийные модели.
При этом результаты продаж говорят о явном смещении спроса в пользу новых моделей АвтоВАЗа, и если флагман Lada Granta теряет почву под ногами, а «Калина» с «Приорой» и вовсе опустились в конец ТОП-20, то Lada Vesta уверенно закрепилась на четвертом месте в рейтинге продаж, выйдя на плановые 5000 автомобилей в месяц. Более дорогой X-Ray пока выступает не столь уверенно, однако и он продается лучше «Приоры».
Для успешного развития АвтоВАЗу нужно поддерживать взятый темп, другое дело, что не прекращаются разговоры о низкой рентабельности производства (в том числе Vesta), с чем и планирует бороться Николя Мор. В первую очередь: за счет работы с поставщиками, сокращения издержек, а, возможно, и активного сотрудничества с китайцами.
Задача, в целом, понятная, но чем все закончится — сказать сложно. С одной стороны, снижение себестоимости не будет означать непременного удешевления «Лад» в рознице: скорее, цель Мора увеличить прибыль акционеров, которой они пока не видят. С другой, фанатичная экономия на всём и вся приводила к неоправданной потере качества именитых производителей, чего же тогда ждать от АвтоВАЗа? Но и выбора у завода нет: ни результаты продаж, ни финансовые показатели пока не соответствуют возможностям предприятия.
На дальнем плане - Largus после рестайлинга
Подогревать интерес к нынешним моделям АвтоВАЗа будет череда рестайлингов, которая коснется Lada Largus, Kalina, Granta и, может быть, Priora. Рецепт известный: внешность моделей постараются освежить пересадкой икс-фейса, причем как минимум в случае с Largus такая процедура выглядит вполне уместной: уж больно уныл нынешний универсал.
|