Я уже писал про эту тенденцию,
и постепенно она подтверждается статистически – российский рынок приближается к
порогу насыщения. Впервые за долгое время рост сменился стагнацией, а в марте
продажи и вовсе упали на 4% относительно марта 2012 года.
Несколько дилеров признались, что снижение покупательской
активности, наметившееся прошлой осенью, сохраняется, причем особенно заметно вянет
спрос на доступные иномарки, вроде HyundaiSolaris, KiaRio, RenaultLogan.
Представитель одной марки сказал, что покупатели все чаще выбирают
не столько модель, сколько скидки, а салоны, между тем, предлагают щедрые
спецпрограммы на автомобили 2012 года. В некоторых случаях дисконт достигает
10-15% от цены в виде прямых скидок, спецпрограмм или подарков. CitroenC4 сейчас предлагается в базе
с кондиционером от 515 тысяч рублей, OpelAstraFamily можно купить за 520 тысяч (не считая экономии на кредитах),
FordFocus–
от 502 тысяч (с учетом скидки за TradeIn), ChevroletCruze– от 495 тысяч (правда, система скидок весьма путана).
При этом цены на некоторые машины нового модельного года
близки к «скидочным», например, Hyundaii40 2013
будут стоить даже чуть дешевле,
чем автомобили 2012 года со скидками.
Торможение спроса на отдельные модели связано как с постепенным
насыщением рынка, так и существенным усилением конкуренции. В 2011 году PoloSedan играл в нише
умеренно-бюджетных иномарок В-класса практически в одиночестве, но за пару лет конкуренты
как с цепи сорвались: Rio,
Solaris, Aveo, C-Elysee, Almera,
а скоро – Peugeot301 и SkodaRapid…
Для нас, потребителей, выгодно, что крупные игроки не могут урегулировать
вопрос меньшими объемами производства, ведь им необходимо выполнять обязательства
правительства, которое подразумевают наращивание производства до
300-350 тысяч машин в год. В некоторых случаях, как с концерном VAG, это означает удвоение выпуска и
сбыта машин в течение трех-четырех лет. Экспортировать автомобили,
произведенные в России, в дальнее зарубежье также не всегда возможно, ибо
европейские рынки сбыта стагнируют еще сильнее нашего, а японский, корейский и
американский в производственном костыле не нуждаются и подавно.
А значит, всю эту автомобильную массу нужно продавать здесь,
что все труднее делать без снижения цен
в той или иной форме.
Я не хочу создавать у вас ложное впечатление, что цены на
машины обвалятся. Скорее, речь идет о постепенно приближении цен к «справедливым»,
рыночным отметкам, не только за счет переписывания прайсов, но и благодаря большей
доступности недорогих комплектаций. Сегодня купить Solaris за 650 тысяч можно из
автосалона, а вот на машины ценой менее 550 тысяч стоит пусть не экстремальная,
но очередь (примерно 3 месяца). Соответственно, для «Соляриса» снижение цен
может выражать в смещении акцента к простым комплектациям.
Представители бизнеса надеются на скорое оживление спроса с
наступление запоздалой весны – подтвердится ли эта надежда, узнаем буквально
через месяц, ведь апрель – один из самых «автошных» месяцев в году.
Тем не менее, специалисты «Ассоциации европейского бизнеса»
прогнозируют нулевой рост по итогам года, но для выполнения планов по
промсборке в ближайшие годы рынок должен вырасти с 3 до 4 млн единиц в год, а
значит, если не изменятся пошлины, снижение цен, стоимости кредитов и
удешевление комплектаций станет важным инструментом маркетологов.
В любом случае, снижение цен – процесс длительный, осторожный,
и дело тут не только в жадности автомобильных компаний. По сути, для выполнения
условий правительства, многим игрокам пришлось идти на серьезные инвестиции в
местный автопром, и эти инвестиции нужно возвращать сторицей. Этому помогает
конъюнктура рынка, обусловленная таможенными барьерами и растущим
благосостоянием населения. Весь вопрос в том, не слишком ли увлеклись некоторые
игроки «отжиманием» ситуации и нет ли резервов по снижению цены. Нынешнее
замедление спроса сделает рынку прививку от «нахальства» и приведет к более
рыночной ситуации, когда ни один производитель не является монополистом, а
покупатель весьма и весьма привередлив (это отличается от того, что мы видели в
пост-кризисные годы).
И пусть цены у нас никогда не упадут до американского уровня
(там и машины, по большому счету, другие), поводы для оптимизма имеются.
Также стоит отметить, что стагнируют не все сегменты рынка.
Например, цветет ниша бюджетных кроссоверов, представленная, по большому счету,
одним лишь RenaultDuster
(не считая пары «китайцев» и ChevroletNiva),
но высокий спрос на него объясняется во много безальтернативностью модели,
которая стала результатом удачного альянса Renaultи Nissan: первые умеют делать бюджетные
машины, вторые – внедорожные. Сейчас заказы на бюджетные версии Duster (до 600 тысяч)
принимаются на начало лета, что является прогрессом на фоне годовых очередей в
момент дебюта.
Аналогичный успех у LadaLargus– и причины те же. Хорошо чувствуют
себя люкс-бренды, активно продается LadaGranta, удивительно хорошие показатели демонстрирует Hyundaiix35, NissanQashqai, X-Trail, а еще – «старушки» DaewooNexia и Matiz.
Проанализировав статистику, можно
сделать вывод, что сегодня растущий спрос наблюдается на кроссоверы, премиальные
машины и сверх-бюджетные.
Кстати, у медали есть и обратная сторона. Если производители
за счет цен или других способов поддержат рост рынка, возрастет и без того
серьезная нагрузка на транспортную инфраструктуру. Сложнее будет парковаться,
дольше будем стоять в пробках. Не исключено, что через несколько лет зародиться
новый тренд: спрос на маленькие машины.
PS:
тем, кто планировал менять машину, стоит поторопиться. Сейчас дилеры интенсивно
избавляются от прошлогодних «стоков», поэтому наиболее сговорчивы.
Кстати, у медали есть и обратная сторона. Если производители за счет цен или других способов поддержат рост рынка, возрастет и без того серьезная нагрузка на транспортную инфраструктуру. Сложнее будет парковаться, дольше будем стоять в пробках.
После прочтения названия статьи, только об этом и думал.... Именно, про оборотную сторону медали. А раз упомянул, то и добавить то особо нечего.
Одно только улыбнуло - "Хорошо чувствуют себя люкс-бренды, активно продается Lada Granta............а еще – «старушки» Daewoo Nexiaи Matiz."
Снижением цены можно добраться до следующего снизу сегмента потребителей, ну или удешевлением кредитов...и тогда рост продаж опять будет взрывным...тут интересно только одно - какова норма прибыли с продажи одной машины и как она распределяется между дилерами и производителем...потому что резерв снижения издержек дилеров, к.м.к. отсутствует, или крайне мал, а вот если производитель имеет хотя бы 10%-й гешефт, то тут уже можно колдовать...а в целом я за то чтобы цены на авто и бенз увеличили в 2-3 раза, чтобы как-то снизить и так сумасшедший накал на дорогах, но это маловероятно...
Всё так, почти... Конечно есть стагнация рынка, хорошие скидки есть, но сверх низких цен на машины типа 515тыр за С4 НЕТ! Таких машин просто нет в реале. А есть то, что из наличия стоит в салонах и на складах, а это более дорогие комплектации и моторы/коробки. Если говорить конкретно про С4, то самая дешёвая 12го года была Динамик 120лс/АТ за 630тыр! Всё остальное маркетинг, чтобы заманить покупателя...
Да, так и есть, но с другой стороны, отсутствие комплектации "от 515" не значит, что ее нет в природе, ибо я сам два раза покупал самую дешевую из наличия, но в январе. И естественно, что к апрелю весь цимес уже раскупили.
ну да. Но я к тому, что самую дешёвую да и ещё со скидкой достать очень мала вероятность. А вот прикупить хорошую комплектацию по цене дешёвой - это вполне реально.
Статистика вещь интересная. Но в этой стране, кроме денег, ничего и никогда не дешевело)) К, примеру, лачик (кстати снятый с производства год назад, если память Кота не подводит) стоит столько же сейчас, сколь и 1.5 года назад! При том, что конкурентов тьма и модель фактически устаревшая!
Интересная, кстати, ситуация наблюдается и на вторичном рынке. Сейчас активно занимаюсь продажей своей машины - девятилетней иномарки. Результата ноль. Ни одного реального звонка, только вялый интерес перекупов. Создается впечатление, что ценовой сегмент 300-400 тыс. руб. для 7-9 летних иномарок на вторичке - это мимо рынка. Предложение огромное как по моей модели, так и среди близких по концепции одноклассников других марок. А вот со спросом видимо проблемы.
Ну и возраст 9 лет солидный. То есть покупатель все соотносит, нужен ли ему размер + возможная куча проблем, либо взять новую Альмера (тоже почти Д-класс) за 500 тысяч с навигацией и прочими благами.
Вот именно, что возраст. Мне в трейд-ин так и сказали, мол, год староват, за эти деньги можно смотреть 2006-2007... Так они ведь тоже старые. Что с ними 7 лет происходило, неизвестно. Тут не по году смотреть надо, а по состоянию.
Это понятно. Я имел в виду, что 400 тысяч - та планка, что можно уже более-менее новую машину приглядеть, пусть чуть более компактного класса, а с учетом всяких спецпрограмм соблазн растет. Это и есть эффект паркового, который несколько снизил цены на вторичном рынке
Кстати это дельный маркетинговый ход...я так делал когда квартиру продавал...действуем очень просто...в объявлении ставим заниженную цену...это вызывает интерес у покупателя...их становиться много больше, они хотя бы звонят и приезжают на просмотр...на просмотре я так ненавязчиво говоря что типа прогадал с ценой, что мол у меня ажиотаж от просматривающих, и что сразу предупреждаю что цена будет выше и называю свою цену, которая на уровне или даже чуть выше рыночной...а когда человек посмотрел другие варианты, и ваш среди них выгодно выделятся он уже легче перебарывает свои внутренние противоречия...тока это секрет...
ВОООТ!!! Поэтому когда мне сказали, что на мой 9летний Мадж есть покупатель за 350 - я обрадовался и пошёл за С4м Правда покупатель пока только на словах - денег у него нет ))) Но вот сейчас я навигацию воткну в машину и тоже попробую в инет выставить, посмотрим что получится.
Будем надеяться. Может я сентиментален, но не хочу отдавать ее перекупам. Хочу найти человека, который сам ее выберет и будет ездить на ней, вспоминая (возможно) меня добрым словом. Где-то же он есть...
Интересная, кстати, ситуация наблюдается и на вторичном рынке. Сейчас активно занимаюсь продажей своей машины - девятилетней иномарки. Результата ноль.
ХМ - активно целый мес смотрел Хитрилл, 05-06 г.в. V-2.5, макс комплектация и состояние. Выбор только по Че был 10-15 машин. Все чего то думал, ждал. За последние 2 недели не осталось ничего, на чтобы глаз упал. Размели все. Был удивлен и огорчен.
Вариант Еката, трейд ин - чот как то не очень устраивает. И со временем тяжко совсем, и дел куча навалилось. Боюсь как бы на след год все не пришлось бы двигать.
Кот думает, что будет хуже если попадется вариант, а кредита уже не будет. Если условия досрочного погашения не предусматривают доп. комиссий - то почему бы и не взять деньги счас?
13-15 в мес платить, только лишь за то, чтоб иметь возможность? + потом все равно возвращать все 100% суммы кредита. Хорошо если одним мес обойдется. Тянуть больше двух - смысле не вижу.
Пока падения спроса на машины не наблюдаю. Хороший индикатор - заполнение машинами двора. В прошлом году машины стояли на всех местах для парковки и немного у подъездов где это возможно. В этом году стоят уже и на всех газонах, половина детской площадки и у почты и возле песочницы. Как минимум количество машины увеличилось вдвое.
Ищу машину вторую неделю. Скорее всего будет БУ 3-5 летняя. Стагнация тоже видна, цены снижаются неумолимо, что видно в статистике ЯндескАвто явно. Пока что цены могут отличаться на очень схожие машины на 100 000 рублей и более (например Приус 2009 года в 30-м кузове может стоить 650 а может 890 тысяч). Вопрос знатокам - стоит ли ждать, когда схлынет поток "весенних" покупок и жадные продавцы начнут скидывать?)