Блог Артёма Краснова
Среда, 24.04.2024, 14:44

Приветствую Вас Гость

Авторский

...
KIA_feb_240x400_kras
Поиск по сайту
Форма входа

Форум
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Главная » 2014 » Февраль » 4 » Антигололедное зло
12:30
Антигололедное зло

Избегаю лишний раз соваться на междугородние трассы близ Челябинска, ибо их щедрое орошение антигололедной крошкой превращает каждую поездку  в серию микро-ДТП. Сколы на кузове я уже не считаю, но давеча засветили в стекло, причем дважды за один 100-километровый вояж. Теперь вот гадаю, пойдет ли трещина. Хорошее стекло на «Ситроен» с установкой стоит этак 14 000 рублей. Дело не в том, что жалко - абыдно. 

Кстати, я так и не нашел алгоритма, чтобы снизить вероятность бомбардировки автомобиля. Едешь быстро – прилетает меньше, но сильнее. Едешь медленно – каждую минуту кто-нибудь обстреливает во время опережения. В стекло вообще прилетело от попутного автомобиля, который ехал метрах в семи впереди.

Мне понятны мотивы дорожников: за мелкие сколы они не отвечают, а коэффициент сцепления каменная крошка поднимает, вот и насыпают ее во избежание крупных крэшей. Для сильных морозов и нечищеных дорог это наилучший «препарат» по соотношению цена/качества.  Но все-таки меня заинтересовало, нет ли удачного компромисса, чтобы и сцепление сохранялось, и лишних сколов не было? И я углубился в тему антигололедных средств.

Самым популярным реагентом, как вы знаете, является поваренная соль или хлорид натрия. Ее плюсы и минусы известны давным-давно: она неплохо плавит лед при температурах около нуля и стоит недорого. Но соль почти бесполезна в сильные морозы, при повышении температур она создает на дорогах кашу, провоцирует коррозию, пачкает обувь и угнетает флору.

В Челябинске наблюдается переход от традиционной песко-соляной смеси в пользу «инновационных реагентов», например, этим летом много говорили о препарате «Бионорд». Он, дескать, и для природы полезен, и грязи не создает, и лед плавит будь здоров.

В принципе, все верно. Но прочитав пару од «Бионорду» я зашел на сайт производителя и посмотрел, что же это за чудо препарат. Оказалось следующее: на 20-65% - это все та же поваренная соль. На 20-50% - хлорид кальция (о нем еще поговорим). Оставшиеся компоненты – формиаты и карбамид: первые нужны для понижения температуры застывания, второй является удобрение и вроде как компенсирует вред природе.

Хлорид кальция – компонент неоднозначный. С одной стороны, он плавит лед гораздо лучше обычной соли, особенно при низких температурах. Проблема в том, что он же снижает коэффициент сцепления шин с асфальтом, а главное, при улучшении погоды очень долго не дает асфальту просохнуть. Как я понимаю, хлорид кальция может эффективно растопить наледь, но попутно он же увеличивает время, когда покрытие остается коварно-мокрым. То есть снижает пик аварийности, но может спровоцировать ДТП вдогонку. Эти особенности хлорида кальция ограничивают его применение в Европе, и к сходным выводам пришли в своем эксперименте журналисты «Авторевю» (статья «Провал реагента»).  Правда, «Авторевюшники» тестили не  «Бионорд», а жидкий раствор 22% хлорида кальция и 5% хлорида натрия.

«Бионорд», вероятно, не является панацеей. Не сделайте ошибочных выводов, что он бесполезен, совсем нет, просто, как и в случае с лекарствами, использовать препарат нужно по назначению и в правильных дозах: в каких-то случаях он спасет ситуацию, в каких-то – ухудшит.

Любопытно,  что предыдущая «панацея» называлась «Геодор», тоже преподносилась, как спасение от льда и коррозии, и тоже состояла из хлоридов кальция и натрия. Правда, в 2012 году на «Геодор» возложили ответственность за гибель рулонных газонов.

Тема с реагентами весьма политизирована, ибо речь идет о масштабных закупках. «Бионорд», насколько я выяснил, примерно в три раза дороже обычной соли, а потому провоцирует под флагом борьбы за экологию оформить выгодный контракт. «Авторевюшники», к примеру, пришли к выводу, что при технологиях и нормах, которые используются в Москве, правильнее вернуться к старой доброй соли. Просто вовремя убирать с улиц снежную кашу. А модные реагенты если и небесполезны, то, как минимум, требуют более деликатного применения, а иначе хрен редьки не слаще, но дороже.

Теперь вернемся к каменной крошке. Удивительно, но именно ее используют в Скандинавских странах для борьбы с гололедом, равно как и растворы поваренной соли. Крошка дешева и эффективна – вот и вся логика.

А как же проблема бомбардировки кузова? А как же апокалипсические облака пыли весной? А безобразные отвалы дресьвы по обочинам и на газонах?

Дьявол в мелочах. Во-первых, как я понимаю, скандинавы используют мелкодисперсную крошку или песок, тогда как у нас в ход идет отсев дробления горных пород. Проще говоря, камешки имеют разные размеры, и если мелкие почти безобидны для кузова, то более крупные без труда вышибают десятку. Кстати, породы еще подразделяются по твердости – тоже фактор.

Второй момент: перед нанесением песок или крошку смачивают водой! Гениально и просто: пока температура минусовая, покрытие становится шершавым и цепким, как обычный влажный асфальт. Как я понимаю, для нанесения такой крошки нужны специальные машины, которых у нас нет.

А при потеплении? Вот тут третье «откровение»: дороги пылесосят, а периодически моют шампунем. Вот и получается, что цивилизованное применение песка и крошки весьма накладно, но в России, видимо, оставили лишь самую дешевую часть процесса: метание разнокалиберных камешков.

Опять же, не хочется перекладывать вину исключительно на дорожников. Если в этой сфере есть финансовые злоупотребления – это отдельный вопрос. В остальном налицо обычная российская специфика: денег нет, техники нет, снегопады обильны. А еще нет идеального реагента. Приходится выкручиваться, чем придется.

И не забудем про российских водителей. Предполагаю, маниакальный энтузиазм в посыпании крошкой возникает и потому, что не сделай этого, через пару часов очередной «крылан» устроит геноцид, СМИ будут обсасывать это неделю, народ ополчится на дорожные условия и крайними назначат тех, кто не стал поганить дорогу тоннами каменного отсева.

Необходимость в крошке существенно сократится, если водители будут пользоваться двумя простыми правилами: надевать годную шипованную резину и выбирать скорость, исходя из реальных условий, а не формулы «лимит+20 км/час» и хоть трава не расти. 

Категория: На злобу дня | Просмотров: 1052 | Добавил: Артем_КРАСНОВ | Теги: дороги, Челябинск | Рейтинг: 5.0/4


Всего комментариев: 22
1 VinzVS  
Хорошее стекло на «Ситроен» с установкой стоит этак 14 000 рублей. Дело не в том, что жалко - абыдно.
То то и оно. Мне недавно тоже прилетел такой "метеоритик" , скол получился на краю стекла около стойки. Через пару дней трещина. Поехал к знакомым стекольщикам, сказали "как для себя" 6000р. с установкой. Думаю, Артём, на твой цитрус дешевле будет. Правда при продаже, наверное, все цепляться к стеклу будут.

2 Артем_КРАСНОВ  
Cмотрел цены на заводские стекла Pilkington, может есть боравтостекло или что-то вроде. Кетай даже смотреть не хочу. Собсна, есть страховка, суть даже не в деньгах - абыдно. Из-за такой ерунды-то.

3 Andrewtim  
Сегодня ездил в Чебаркуль и обратно, могу сказать, что трасса М-5 в очень пристойном состоянии и можно идти 120...130 км/час, чувствуя себя вполне уверенно, всё меняется после развязки на Мисяш, дорога  покрыта наледью, присутствует снежная колея, которая вместе с колеёй асфальтовой от большегрузов, представляет реальную угрозу. Для себя сразу определил безопастную скорость 90 км/час, не больше, но, что удивило - трафик был довольно напряжённый, но большое количество машин шло со скоростью 120...130 км/час, и не только современные иномарки, но и ТАЗики, и даже один кллассический ВАЗ-2104, который после обгона и возвращения в правый ряд весьма сильно заболтало, благо водила видимо оказался опытным и смог поймать машину. Резюме: пока жаренный петух в  жопу не клюнет, ума в голове не прибавляется ... у россиян естественно.

4 Anry  
А мы на северах такой проблемы не знаем :). Дороги чудо. Прямые и ровные. На крутых подъемах стоят ящики с надписью "песок" и все. Снег просто чистят. Красота Прошли уже 2500 км машина чистенькая, как из мойки.

5 Артем_КРАСНОВ  
Ты фотаешь? Вези отчет. Севера - это круть

7 Anry  
Фоток мало, я галопом, но отчет сворганю. Пока больше всего поразил город Когалым (найдите на карте эту точечку, кому не лень) это Мекка Лукоила. Тут 5-7 огромадных зданий спорящих между собой по крутости

10 odin  
Я кстати тоже немного севернее Челябинска вот уже месяц - в Тобольске smile

6 Cиплый  
Равномерный фракционный состав щебня или дресвы - очень технологически дорогая вещь, такие отсевки идут на производство высококачественных бетонов, и на дорогу их сыпать - всё равно что ден. знаками выкладывать...именно стабильность качества отсевок имеет решающее значение, смешивая различные фракции в нужных пропорциях получают нужные свойства бетонов, кароче чем стабильнее качество заполнителя - тем меньше нужно цемента в бетоне, а это самый дорогой ингредиент, ну и воды по массе соответственно будет меньше, а вода - это поры и низкая прочность...к чему это я...аааа...нормального щебня и дресвы на дорогах не дождетесь...его на стройках и БРУ-то не хватает...а ведь еще надо дороги строить...

11 Артем_КРАСНОВ  
Я думаю, тут дело даже не в том, чтобы фракция была однородная, отсеять из нее хотя бы откровенно наглые каменья, которые обычно и летят в стекла. А эту крупную фракцию использовать, например,  для посыпки медленных дорог, дворов что ли...

13 Cиплый  
Я тебе еще раз говорю...для того чтобы отсеять крупные камни нужно сырье пропустить через ДСК (Дробильно-сортировочный комплекс)...а это деньги...проще накопать на карьере то что есть и посыпать этим дороги, конечно природа не просеивала специально этот материал, так что там попадаются и крупные и мелкие фракции и песок...вот по такому мы и ездим...зато дешево, относительно...:)

8 HQ74  
Я считаю что все эти антигололедные меры чаще зло. Когда за бортом мороз -35 ты едешь в районе перевала по трассе, а дорога в виде жидкой каши. В стекло тебе летит все это и щетки не в состоянии очистить ибо замерзли вместе с очистителем. Возненавидишь все эти посыпки. Лучше ехать потихоньку на чистой дороге чем пытаться высмотреть в щелочку от грязи хоть чтонить на обгоне. Особенно когда темно и еще и на фарах грязная корка. Да и посыпка дресьвой тоже. На пыжик поменять стекло - 25к стоит. Спасает только каска.

9 antonio1985  
Я тоже считаю, что всему виной раки за рулем:) Из-за них посыпают. Нормальные люди на нормальной резине и по снегу ездить в состоянии, и по льду.

12 sad  
Особенно яро на танкистов, мамина посыпают, постоянно камни летят (живет там что ли кто то, как въезжаешь туда сразу слышно "посыпку").
А мне по снегу куда приятней ездить и тише и мягче... правда как всегда диарейщики находятся,  мешают дорогой наслаждаться.
Про применение камушков/песка/реагентов так ведь оно и должно быть как у Скандинавов (и вроде как по технологии и на бумаге они убирают), но реалии отличаются... факт остается фактом - после применений и схода снега трава посаженная в сезон перед зимой требует обновления. Как будто взаимосвязь заработай сам и помоги другим взять денег из бюджета. А потом еще жалуются, что мало денег выделяются, поэтому город не зеленый летом и пыльный.

14 Артем_КРАСНОВ  
А летом, когда доделывали Университетскую набережную, зачем-то накидали мелкой дресьвы - за сто метров пути (пока не свернул в первый же проулок) на кузове появилось пять-шесть новых сколов. Я на месяц потом про эту дорогу забыл. 

Видимо, эту дресьву нужно было на битум насыпать, чтобы сделать покрытие шершавым, но то ли битум налить забыли, то ли решили, что так вомнется...

19 sad  
Они через несколько дней, после отсыпки, битумом поливать начали (выборочно).
Летом похоже доделывать будут.

20 Артем_КРАСНОВ  
Стало быть, хорошо что там не ездил. Еще бы и в битуме была  smile

15 Cиплый  
Ну там ты вообще-то имел ввиду то что дороги надо еще и пылесосить, а я тебе говорю, что их и посыпать-то правильно ито накладно, не говоря уже про пылесосить...

16 Артем_КРАСНОВ  
"накладно" у меня было ко всем трем абзацам выше: фракционный состав, смачивание водой, пылесосенье )))

17 Cиплый  
Всё что ты перечислил ТРИЖДЫ накладно!

18 Артем_КРАСНОВ  
Да будет так!

Как то уже обсуждали эту тему, и там тош была инфа про воду/песок/пылесос.

Мне вот интересно, а что если исключить воду и потом пылесос? Тупо сыпать резкий песок. Ни мелкий, речной, а крупный. Без воды в мороз на сколько эффективно будет?

А когда все потает по весне, просто сметать на обочину (на трассе). 

Камней нет. Сколов нет. Химии нет. Грязи нет.

22 ssp  
Ограничения по зерновому составу есть.
Но считаю что и 5-10 мм до 10% это много. Стекла побить хватит
Физико-химические:  4. Зерновой состав, %, массовая доля частиц размером:  - св. 10 ммНе допускается-- св. 5 мм до 10 мм вкл., не более10-- св. 1 мм до 5 мм вкл., не менее75-- 1 мм и менее, не более15

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 |