Такие новости заставляют меня вздрагивать: Volkswagen разработал 10-ступенчатую версию преселективного робота DSG. К слову, получится самый многоступенчатый легковой «автомат» - сейчас в ходу разве что девятиступенчатые гидромеханики, например, коробка ZF 9HP на Jeep Cherokee.
Но сразу возникают вопросы. Во-первых, куда столько? Как обычно, все сделано ради одного - лучшей экономичности. Автопроизводители ходят по кругу: создают все более потентные моторы, усмиряя их темперамент все более сложными способами.
Новая коробка во многом унифицирована с «роботом» DQ500, который устанавливается на некоторые коммерческие и заряженные модели концерна VAG, например, Audi TT-RS. В отличие от DQ500 у 10-ступки есть первая «пониженная» передача, а высшие - растянуты.
Вы скажите, что есть вариаторы с их бесконечным количеством передач, и к чему городить огород? Но главный плюс новой трансмиссии в другом. У нее очень большой динамический диапазон, то есть отношение числа низшей передачи к высшей, которое достигло аж 10,6 единиц. Для сравнения, многие вариаторы по этому показателю не дотягивают до 6 единиц.
Небольшой диапазон вариаторов означает, что инженеры вынуждены идти на компромиссы: либо делать оптимальной первую передачу в ущерб экономичности на высших, либо отдать приоритет высшим передачам, но тогда машине сложнее трогаться из-за слишком длинной первой... В общем, чем шире динамический диапазон трансмиссии, тем более она универсальна.
Например, новая коробка позволит красться на скорости пешехода на первой передаче, зато на 120 км/час частота не превысит 2000 об/мин. Обычно на таких скоростях частота в полтора раза больше, и даже у девятиступенчатой трансмиссии ZF составляет около 2200 об/мин. Не залезая в дебри скажу лишь, что подобные коробки позволяют мотору работать на режимах с более высокими КПД без ущерба динамике.
Кроме того, за счет хитрой компоновки коробка не отличается по габаритам от традиционной 7-ступки с мокрыми сцеплениями, а масса всего на 5 кг больше. Фактически, это вообще та же самая коробка передач, которой добавили промежуточных шестерен и пару муфт. За счет разной комбинации «активных» шестерен коробка может воспроизвести аж 17 передаточных чисел. Здесь можно провести отдаленную аналогию с велосипедом, когда набор из шести ведущих и трех ведомых звездочек дает 18 передаточных чисел. Другой аналогией являются внедорожники с передаточным рядом, у которых раздатка, фактически, удваивает количество передач (другое дело, что комбинация пятая+пониженная не используется, но принцип понятен).
Коробки DSG отличаются разветвленным путем крутящего момента, что делает возможным придумывать головоломные схемы с большим количеством передач. У классической двухвальной "механики" количество передач, фактически, равно количеству пар шестерен, но DSG может обойти этот принцип
Кстати, именно принцип двойного сцепления сделал возможным подобную комбинаторику. В принципе, можно ведь создать обычный «робот», у которого пять ступеней умножены на два за счет введения двухступенчатого редуктора (аналог раздатки у «жыпов»). В чем проблема? Проблема в том, что при переключении некоторых передач электронике придется выполнять двойную работу, что скажется и на сложности коробки, и на времени переключения. Но DSG изначально готова к таким экзерсисам, а следующая передача у нее включается заранее — в момент перехода электроника лишь размыкает одно сцепление (например, «четное») и замыкает другое (нечетное).
Ну а дальше — сплошной скепсис. Как скажется на надежности усложнение и без того весьма хитроумной коробки? Правда, семиступенчатый робот DQ500 — это не его коллега с сухими сцеплениями DQ200, о котором я писал недавно. Репутация у старших коробок лучше и шквала нареканий на них нет. Они появились в 2009 году, переваривают момент до 550-600 Н*м и в основном предназначены для моментных дизелей и спортивных версий автомобилей.
Но принцип «чем сложнее, тем капризнее» никто не отменял, а главное, вряд ли новая коробка будет ремонтопригодной. Что случись, грозят крупные расходы.
Наконец, так ли нужны нам десятиступенчатые автоматы/роботы? В технике всегда есть предел, после которого рост любого количественного параметра приводит к непропорциональному увеличению цены изделия. Например, если рост степени сжатия с 8 единиц до 11 единиц улучшит экономичность бензинового мотора и быстро окупится, то увеличение степени сжатия с 11 до 14 единиц, вполне вероятно, приведет к настолько незначительному росту КПД, что сложность мотора не будет оправданной. И так во всем. Я, конечно, спекулирую, потому что стоимость новой коробки и данные о ее эффективности отсутствуют, но есть чисто субъективное ощущение, что 10 ступеней — это больше имиджевый проект, чем технический. Как минимум, сдается мне, изобилие шестеренок и более сложная мехатроника снизит КПД коробки, частично нивелируя ее плюсы.
А с другой стороны, сама по себе DSG в самом деле очень приятна в использовании, и прежде чем выносить вердикт, нужно попробовать новый вариант в действии и послушать мнение юзеров. В 2016 году коробку получат мощные версии «Гольфа», «Пассата» и модели «Ауди».
|