Мы привыкли равняться на Запад, а там круговое движение
очень популярно. Но вот для чего строят кольца в России, я не очень-то понимаю.
В Великобритании
кольца чаще небольшие, одно-двухполосные. Если кольцо большое, обычно оно снабжается
направляющей разметкой или светофорами. Основная польза – исключение левых поворотов (в
Англии – правых), и связанного с ними опасного пересечения траекторий со
встречными машинами. В ряде случаев увеличивается и пропускная способность перекрестка, поскольку все подъездные дороги, в принципе, равнозначные (между собой).
Главная проблема в России – слишком масштабные кольца. Их вживляют
в могучие магистрали из шести, а то и восьми полос, и как именно двигаться по
такому кольцу, похоже, не знает никто.
Об этом я еще раз вспомнил во время съемок очередной серии «Авточел-инструктора».
К примеру, правила обязывают выезжать с кольца с правого
ряда, если знаки и разметка не говорят другого. Ни знаков движения по полосам, ни понятной
разметки на большинстве челябинских колец нет, и тогда получается полная ерунда
– по идее, весь поток с двух-трех рядов на выезде с кольца должен сливаться в один
ряд – так говорят правила. Если на малонагруженных кольцах это еще возможно, то на пересечении Свердловского тракта и ул.
Куйбышева в час пик абсолютно нереально. Если водители будут пытаться следовать
правилам, они создадут затор на перекрестке, который и без того перегружен.
Но при нынешней стихийной схеме движения по Свердловскому
кольцу программируется аварийная ситуация – если кто-то будет ездить по правому
ряду по кругу, имея на это полное право, он собьет кучу машин – тех, что
съезжают с кольца со второго ряда.
Раз на том кольце главная дорога – это Свердловский тракт,
логично было бы сделать разметку, разрешающую съезд с кольца с обоих рядов, а
разворот – только со второго. Именно так и движется сейчас основной поток. Но, если
задуматься, в этом случае кольцо мало чем отличается от обычного пересечения со
второстепенной дорогой! К примеру, чтобы развернуться на нем, вы точно также
обязаны встать в левый ряд и пропустить встречный поток. Опять же, даже если бы сделали такую разметку, полагаться на нее было бы опасно - через полгода она сотрется, и кто-то будет ездить по старой памяти, а кто-то искренне считать, что разметки тут и не было. А схемы движения в этом случае разные...
Последние изменения правил не внесли решающей ясности. Собственно,
они сделали кольцо главной дорогой на перекрестках без знаков приоритета – как
и в Европе. Сейчас, по идее, на таких кольцах мы должны разъезжаться по правилу
помехи справа, отдавая приоритет тому, кто въезжает на кольцо, так что в целом
изменение правильное. Проблема в том, что у нас очень мало колец без знаков
приоритета, а значит, новые правила не изменят положения радикально.
А пока, как это ни
печально, нам остается ездить не по правилам, а по ситуации. Ведь строгое
следование ПДД при проезде колец может привести либо к аварии, либо к созданию заторов. Увы.
|