Блог Артёма Краснова
Вторник, 24.10.2017, 05:05

Приветствую Вас Гость

Авторский

...
KIA_feb_240x400_kras
Поиск по сайту
Форма входа

Форум
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Главная » 2016 » Январь » 11 » Смерть автожурналистики?
14:54
Смерть автожурналистики?

Да, тест-драйвы в целом потеряли лидерские позиции. Но про ту же "Весту" читали хорошо, стало быть, вопрос не в жанре, а в выборе контента

Саша Ростов запостил ссылку на страничку Сергея Асланяна, где тот предрекает быструю и незаметную смерть автожурналистики. Дескать, труд тест-драйверов скоро станет интересен только им самим, а исчезновение автомобильных изданий пройдет для общества без последствий. И самое главное, я с ним согласен. Не хочется пересказывать мнения самого Асланяна, если интересно — почитайте. Добавлю чуть-чуть от себя, поскольку тема для меня интересная.

Грядущие изменения чувствовались с начала прошлого года, когда лавинообразно выросли цены на автомобили. Коль скоро сократилась аудитория, готовая выбирать новый автомобиль, пропорционально сократился и интерес к соответствующим рубрикам, вроде новостей авторынка или тест-драйвов. До нуля не упал, но потерял процентов этак 50. Все чаще на тест-драйвах я мучился ощущением тщеты, спрашивая себя, для кого я это делаю? Для дилеров? Для авточела? Для себя? Для читателей?

Автомобильная журналистика тесно связана с автомобильным рынком. В 90-е ее накачивали витаминами открывшиеся границы и дефицит информации об иномарках. В нулевых возник ажиотаж нового рода, когда машины вдруг перестали быть уделом избранных, и почти вся активная часть населения стала аудиторией хотя бы одного автомобильного издания.

Любая избыточность всегда порочна. Большие деньги, которые крутились в автопроме и перепадали информационным партнерам, создали ситуацию, когда иметь собственное автомобильное СМИ стало делом чести для всех причастных к этому бизнесу. Автомобильную периодику выпускали крупные издательства, владельцы рекламных газет, мелкие предприниматели, типографии и т. д. Издания появлялись, толкались, мешали друг другу. Постепенно падал уровень требований к изданиям. В регионах одно время была популярна схема создания «автомобильного СМИ» на базе газетенки бесплатных объявлений, контент которой состоял бы из пары страниц объявлений, пары страниц баннеров, анекдотов, новостей и одной (украденной) статьи, перепечатанной единственным сотрудником, который был заодно и директором, и менеджером по продажам. Главным критерием автомобильного СМИ в регионах стало наличие приставки «Авто» в названии: Автотренд, Автодрайв, Автоград. На вопрос «А кто это будет читать, кроме как на толчке?», ответ был один — главное, что спонсоры идут. А спонсорам порой было без разницы, куда идти, если их баннер красовался в «тематической газете», директор которой не прочь поделиться с маркетологом заказчика.

При огромном спросе на автожурналистов, такой профессии в России в общем-то не было. По крайней мере, я не знаю ВУЗ, который учил бы на автожурналистов. Не было института наставничества, не было аксакалов, которые тянули бы вверх талантливую молодежь, не было сита предварительных отборов, не было внятных критериев профессионализма. По сути, автомобильным журналистом становился любой, кто мог связать пару слов и имел права (последнее — не обязательно). Из профессии уходили чаще не по причине профнепригодности, а потому что находили место пожирнее. Или потому что надоедало.

Понятно, что эта вакханалия была временной, как и многие явления 90-х и нулевых. То, что происходит сейчас — это не смерть автожурналистики, а зачистка сферы от избыточного. Сильнейшие выживут, хотя даже им придется адаптироваться. Но так ли это сложно?

Я согласен с Асланяном, что новые реалии убьют изрядное количество автомобильных СМИ, хотя вряд ли уйдут издания, вроде «Авторевю», «За рулем» или drive.ru.

Рискует умереть автожурналистика в узком смысле слова: ну это когда ты десяток-другой раз в год ездишь на тест-драйвы, отписываешь их на коленке, и тебя читают сотни тысяч посетителей. При этом слово "дифференциал" ты видел только в википедии, а из специальных навыков - умение дрифтануть с затянутым ручником.

Но автожурналистика не сводится к тест-драйвам. Она способна меняться в унисон с автомобильным рынком и интересами читателей. Скажем, в Советские годы половина журнала «За рулем» была посвящена вопросам самодеятельного ремонта. Как заставить «Таврию» ездить на 76-ом бензине? Как шприцевать шкворни у "Волги"? Как выглядит кулачок распредвала у "Фиата" 1983 года выпуска? В 90-х эта мода стала сходить на нет, а в нулевых исчезла полностью, потому что богатеющее население почти перестало ремонтировать новые иномарки, а «самоделкины» переселились на специализированные форумы.

По моим ощущениям, сегодня на первый план в автожурналистике выходят смежные темы, вроде личных финансов (как сэкономить на ОСАГО), изменений в ПДД, способах контроля движения и т.д. Людей все больше волнует не то, какую машину выбрать, а как не угореть при ее эксплуатации. В ближайшем будущем, вероятно, вернется интерес и к самостоятельному обслуживанию и ремонту, и в жилу будут, например, ликбезы о покупке недорогих и качественных запчастей.

Но не умрет и тест-драйв — основной жанр автожурналистики. Тот же Асланян исходит из ошибочного предположения, будто тест-драйвы читает узкая прослойка посетителей, которые находятся в процессе выбора автомобилей. Если бы это было так, я уверен, тест-драйвы того же Porsche Macan не набирали бы десятки тысяч просмотров, потому что в прикладном смысле "Макаша" интересует дюжину челябинцев, которые не спросят моих советов при выборе. Тест-драйвы читают по разным причинам, например, некоторым просто нравится быть в курсе происходящего в автомобильном мире. Им интересно, что там еще придумали нового или как новая модель соотносится со старой. Некоторые читают тест-драйвы для аппетита, потому что это еще и мини-путешествия, эмоции, фотографии. Возможно, я буду учитывать это изменение настроений, и делать те же тесты в более развлекательном ключе: в Англии, допустим, очень популярен жанр «антуражных» тест-драйвов, где основной акцент делается на маршруте и/или эмоциях журналиста, а не автомобиле как таковом. Ну кому, скажите, интересно читать сравнение двух «Феррари»? Но тема волнует куда больше, если журналисты делают тест не на динамометрической полосе, а на самой опасной и живописной дороге во Франции. В наших реалиях будет «Лада Веста» на берегу Тургояка, но ведь это не суть важно, ага?

Опять же, продажи машин не упадут до нуля, и журналисту в принципе без разницы, что тестировать: новый Ford Mondeo или сверхбюджетную версию Lada Priora, которую обещают в нынешнем году. Последнее, если честно, интереснее — больше недосказанности.

Чисто в эмоциональном плане автожурналистам хочется сохранить жанр тест-драйва, потому что многие пришли в профессию исключительно ради него. Тест-драйв — это работа и хобби в одном флаконе, и если искоренить его совсем, поскучнеет и профессия, и сами автосайты. Но тест-драйв умрет только в случае смерти автобизнеса как такового.

Однако хотим мы того или нет, кризис диктует условия, поэтому в будущем году придется искать новые форматы, писать больше о злободневных вещах, завязанных на личные финансы (они теперь — наше эрогенная зона). Ну и что? Мне, например, хочется раз-другой в месяц съездить на тест-драйв, но остальное время я готов посвятить грызению КоАП, закона об ОСАГО и других увлекательных книжиц. Я готов писать аналитику, составлять таблицы, рисовать графики, делать интервью, разбираться в нюансах автосервиса и так далее.

Иногда, конечно, посещает мысль: а нужна она вообще, эта автожурналистика? Я был ее стихийным фанатом еще до того, как получил права, обзавелся машиной и стал журналистом сам. Для меня она была, скорее, источником вдохновения, и я не рассматривал автожурналистику в прикладном ключе. Но аудитория не состоит только из мне подобных фанатов, и если уж по чесноку, автожурналист — не профессия первой необходимости. И даже не второй. Без нее можно обойтись, как и без свадебных фотографов, менеджеров по продажам, промоутеров или актеров телесериалов.

С другой стороны, мы живем в век информации, когда чтение новостей превратилось в навязчивую привычку, а желание быть в курсе всего самого-самого носит иррациональный характер. Это дает автожурналистике некий запас прочности. Театр живет, пока зрители приходят в зал.

Болезненной темой, кстати, является финансовая зависимость автожурналистики от денег, которые дают те, про кого мы пишем. В принципе, существуют концепции изданий, живущих за счет других доходов, например, за госсчет, на деньги неавтомобильного спонсора или богатого учредителя или за счет продажи журналов/подписки. В России, правда, наиболее жизнеспособной является модель автомобильного СМИ, питающегося рекламными бюджетами автомобильных компаний, и единственное, что может сделать в таких условиях главный редактор — это найти баланс, который бы позволял не оскорблять чувство рекламодателей, не обманывая при этом читателей. В принципе, читая тест-драйвы motor.ru, drive.ru, auto.mail.ru и autoreview.ru, я не вижу большого расхождения в наших оценках, в том числе, в критической части статьи, поэтому тот негатив, который можно выявить в автомобиле за 1-2-3-дневный тест, большинство журналистов отражают примерно в одинаковом объеме. Время откровенно паточных статей прошло, и сегодня автомобильные компании требуют, скорее, правильного позиционирования своей машины, чем сладкоголосых од.

А если суммировать, то, разделяя общий посыл Асланяна, я не готов подписаться под радикальностью его заявлений. Мое резюме такое: автомобильных изданий будет меньше, а конкуренция при этом выше, потому что они будут делить меньший кусок пирога. Как в смысле спонсорских денег, так и в смысле читательского внимания. Но кто-то да останется, поэтому — прочь сомнения и в путь.

Ранее на тему:

Как эволюционировал «За рулем»

Кухня международных тест-драйвов

 

Категория: На злобу дня | Просмотров: 410 | Добавил: Артем_КРАСНОВ | Теги: автожурналистика | Рейтинг: 5.0/5


Всего комментариев: 39
1  
Артём, привет)) Чувствуется, что отдохнул - еще только понедельник нового года. а уже две интересные статьи.
Моё дилетантское мнение - в любой сфере, связанной с зарабатыванием денег, наблюдаются четкие циклы. Кто то по вдохновению или имея предпринимательскую жилку, начинает заниматься чем то новым. Варить пиво, строить гостиницы, разводить котят, отправлять людей в путешествия, делать ксерокопии)) И прут прибыли - конкуренция сначала нулевая. Окружающие сначала завистливо вздыхают, пересказывая друг другу байки типа "А Михалыч то на своих щенках состояние заработал! Знамо дело - 50 тыс за псинку, сиди да деньгу считай, пока твоя собачонка плодится" Дурное дело нехитрое, через год Авито пестрит объявлениями про жутко породистых собакенов, желающих продавать все больше, а покупателей все меньше. В итоге прибыли падают до минимума, подросшие щенки месяцами изводят своих несчастных продавцов, которые готовы отдавать за бесценок шебутное хозяйство. И остаются на рынке только самые терпеливые) Я слышу множество таких историй - кто то перестал разводить британцев, кто-то распродает гель лаки, ругая собственную жадность и подлых конкуренток) Неделю назад водитель такси Лидер тоже жаловался, что зарабатывать извозом стало труднее - компания кроме наёмников теперь имеет и собственный штат машин, да и такси Двойки наступает на пятки. Так что процесс хоть и немного печальный - конечно кто то пострадает и будет искать себя в другой сфере. Но закономерный. 
ПыСы жду пост про Ладу Весту на Тургояке) С фотографиями))

0
2  
Ну да, все верно. В любой сфере всегда есть и те, кому "пофиг чем занимать, лишь бы платили". Для коммерсов это вообще нормальная установка, поэтому как только фонтан изобилия иссякает, они уходят. Но есть и те, кто не мыслит категориями "где маржа больше", им просто нравится данное дело. Деньги играют роль, но в качестве одного из факторов. Те же авторевюшники, которых Асланян упоминает, фанаты своего дела, хотя и деньги зарабатывают приличные. Такие издания могут закрыться, если наступит полный коллапс отрасли или уйдет идейных вдохновитель (в данном случае, Подорожанский).

3  
Будем надеяться на лучшее - как всегда.
Кстати - интересные новые функции появились у сайта)

0
4  
Это какие? wacko

Ну ты даешь!!! Не ведаешь что в твоем хозяйстве творится???!!!

Ну глянь тогда в левый верхний угол. Там новая панелька левитирует с разными кнопочками.

1
7  
Я думал, только я ее вижу. Боялся признаваться... "Доктор, я видел, как в углу экрана парила табличка...".

Получается, ее и пользователи видят?

11  
Артём, ты падаешь все ниже... Ты в смысле типа хотел пользоваться ништяками в одиночестве??? И помалкивать?? smile

0
14  
Так у меня весь энтот арсенал всегда был в режиме администратора, просто раньше он был приклеен к верхней части экрана, а теперь как бы парит.
В режиме администратора также видно, кто с каким лицом сообщение набирает, конечно, если веб-камера есть.

15  
Блин!!! (заклеила камеру жевачкой)

2
16  
А перед этим прикольное, кстати, лицо было. Сейчас выложу в ютуб.

23  
Артём, удаляй) 3 млн просмотров за 10 минут - меня завтра каждая собака в маршрутке знать будет) Мне хватило видео с корпоратива, где я под Смэк май бич ап колбашусь))

8  
Хорошо, хоть ты тоже это видишь) а то подумала - пригрезилось после первого рабочего дня)

6  
Ну вот, пыталась похвалить)) а ты даже не знаешь. за что))

0
9  
А если не секрет, что именно вы видите? Сколько граф в той табличке? )))

12  
"Сколько пальцев вы видите?"  tongue

Кстати офигенно удобная штука. Думал просто приблуда никчемная...

Кнопка "Новые каменты" подсвчивается, когда только заходишь в тему, а там куча каментов. тычешь эту светящуюся кнопку, и она тебе листает все свежие каменты!

Надо буде поюзать, когда каменты перевалят за сотню. А то порой зайдешь и не знаешь в каком месте искать "свежак". По пол часа всю портянку скролишь, пока ролик на мышке не задымится.

25  
Не хочу вас огорчать, но это и раньше было возможно. Заходишь тему, на панельке светился желтенький значок - новые комменты. На него жмешь - и он переносил тебя к ним и листал по порядку. Просто сейчас эта панель воспарила. Год Обезьяны же, итить! Вот и панелька болтается, зацепившись хвостом за лиану smile

Честно говоря не припомню ни панельку, ни то чтоб на ней что то светилось. Хотя не удивительно - могу пол часа что то дома искать, пока жена не ткнет носом перед искомое перед носом.

Хорошо что панелька воспарила.

0
32  
Не переживай, я тоже не видел панельку "найти последний коммент", все время ctrl+f использовал  happy

Ну ты прям как в анекдоте старом.

Муж пол часа в шкафу роется ищет чистую рубашку.

- Лена!!!!! Где моя рубашка???!!!

- В шкафу висит. (кричит из кухни)

- НЕТУ!!!! Все обыскал!!!!

- В шкафу!!!

- Нету бл....!!!!!!!

- А если найду???!!!

- Ну давай бл..., НАЙДИ!!!

Подходит жена глядя на мужа испепеляющим взглядом, не глядя сует руку в шкаф, вытаскивает чистую рубашку, отдает мужу. Уходит на кухню.

Муж в полной прострации стоит с рубашкой:

- Бл.....!!!! Ну КАК, КАК она это делает каждый раз????  wacko

0
34  
Это не анекдот. Это проза моей жизни smile

И моей тоже. 

Когда с женой смотрели "экранизацию" этого анекдота - ржали аки кони )))

Но самым-самым шедевром экранизации жизненных анекдотов был спектакль "Шепот сердца" Е. Гришковца. На форуме, в "Отзывах" отписывался. Просто гениально.

28  
Эд, ну ты даешь...функционал панельки вообще не изменился...изменился только "имидж"...я теперь вообще не понимаю как ты раньше новые камменты откапывал...я этой кнопочкой с самого начала пользуюсь...

Как, как ...........скролил. А ты не мог подсказать за столько то лет!!!!

Проверил в предыдущей теме. Там хоть и не 100 каментов, но разбросаны сильно. Тычещь в горящую зеленую кнопку, в Меню выбираешь "новые каменты" и сразу переводит тебя к свежему каменту. И там же пишет кол-во новых каментов, например 4. Прочитал новый камент, тычишь в кнопку опять - сам ищет новый камент и показывает в топе....и так далее.

Реально ОЧЕНЬ УДОБНО!!!

20  
Это у тебя еще прав администратора нет. Артём мне намекнул - там самый смак)

Мне на работе прав администратора хватает по самые подмышки.
 
9 админок, не считая других спец программ с такими же или аналогичными правами.  wink

Так уж и быть - пусть тут рулит сам.  biggrin

22  
Эх... и только у меня одно право - избирательное) Вокруг одни хозяева жизни...
Ты системный администратор?

Боже упаси!!! У админа сисястого админок, как у собаки блох.

0
10  
Все, разобрался. Вы ее усеченный вариант видите. Кольцо всевластия у меня.

13  
Хм... в твоем варианте Дарт Вейдер под Имперский марш разрубает световым мечом комментарии Володи?

0
17  
Ага, разбивает, разбивает, но комментарии Володи нерушимы, и Дарт Вейдер позорно умывает руки, попутно отказываясь от личного крейсера, чтобы освободить парковочные места в Вселенной.

26  
Артем, при следующей нашей встрече или при звонке напомни мне, если я забуду. У меня есть несколько идей для модернизации рубрики тест-драйва. Может, какая-то тебя вдохновит?

27  
Кот не знает как там по сокращению части атвожурналистики, но вот по части видеоблогинга на ту же тему намечаются явные приросты...

35  
Ага - в последнее время очень модно стало купить старое ведро типа BMW, Range Rover, Audi лохматых годов и показывать, как их чинят и перекрашивают, вбухивая туда сотни тысяч спонсорских денег.

39  
очень актуален был комментарий в одном сообществе в ВК под "обзором" Весты от одного из "видивоблагиров", де пора уже завод по сжиганию видеоблоггеров делать.
Эти "обзорщики" должны сами посетителям приплачивать, за то, что на их поток сознания люди смотрят.

29  
Эти же тенденции хорошо просматриваются на каналах Youtube автомобильной тематики. От чистых тестдрайвов и обзоров авторы пытаются уйти, и прощупывают различные форматы контента. Наверное, это связано с резким увеличением числа "обзорщиков" и потере индивидуальности в общей массе.
P.S. Пока писал, Кот меня опередил.

37  
Божежмой, нашли кого обсуждать - Асланяна! Этот лузер, который сам себя "автоэкспертом" провозгласил вообще не заслуживает ссылок на его сайт. Там что ни статья, так борьба с системой, коррупцией и феерическое ассорти дилетантских перлов.

38  
И самое смешное - что тему он затронул архиинтересную и злободневную, но скатился, как всегда, в УГ  - кто кому заносит, сколько и почему не заносят ему.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017 |