Блог Артёма Краснова
Суббота, 18.05.2024, 16:39

Приветствую Вас Гость

Авторский

...
KIA_feb_240x400_kras
Поиск по сайту
Форма входа

Форум
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Главная » 2014 » Сентябрь » 4 » Скрытая пропаганда
14:35
Скрытая пропаганда

Мы озабочены уровнем пропаганды, подразумевая давление на мозги со стороны СМИ. Она есть и зачастую неуклюжа. А между тем пропаганда имеет гораздо более глубокие корни и часто бывает неполитической. Искусство — особенно литература и кино — забивают нам мозги в не меньшей степени и более деликатно.

Я впервые подумал об этом в Париже, который не произвел на меня впечатления — не вышло любви с первого взгляда. Я смотрел на конвейер художников, рисующих во всех ракурсах Монмартр, и заподозрил, что мои завышенные ожидания от Парижа созданы десятком фильмов, статей и книг. Дело не в том, что искусство изображало Париж более красивым или изысканным, чем он есть на самом деле — скажем, в «Парфюмере» Зюскинда он показан грязной вонючей клоакой. Скорее, тот воображаемый Париж был местом с особой атмосферой, со своим духом, открывающий в человеке чакры, катализирующий любовь.

То что увидел я, было другим. Не слишком другим в смысле визуального образа, но другим. Он оказался обыденным. Да, обыденным. Не атмосферным. Просто улицы, просто туристы, просто художники, просто китайские сувениры. Люди с печатью забот на лице. Красивые люди, больше — некрасивые. Пробки, жулики, эмигранты, уродливые строения, строительный мусор, обычный мусор...

Стоп-стоп, что значит обычный? Это парижский мусор, мать вашу. Его можно кушать по утрам вместе с кофе. Его можно детям вместо игрушек. Это же Париж! Я включаю фильтр, и вот он, Париж, каким я его хотел видеть. Поглядите на прищур того портретописца — разве в нем не чувствуется особая порода? Разве такое возможно вне Парижа? Может, мне стоило написать с придыханием — ПАРИЖА! А эта улочка, овеянная славой некой мадам, разве не сошла с полотна какого-нибудь мастера? А мужичок с рыхлым телом и в розовых лосинах — разве не символ свободы? Вон лесбиянки целуются... Сейчас вспомню всех Сабрин, Амели, Гренуев и проникнусь.

Не подумайте, что я намерен ругать Париж. Я прекрасно понимаю, что восприятие другого города зависит от настроения, погоды, компании, места, времени суток и множества сопутствующих. Уверен, тут можно найти место силы. Можно прижиться. Впрочем, как и в любом городе мира. Начиная с безвкусного аэропорта Шарля де Голля и заканчивая окраинными кварталами, которые построены словно советскими архитекторами 70-х в условиях дефицита стройматериалов, я не попал на парижскую волну сразу. Не сумел себя заставить.

Или образ Парижа слишком преувеличен? Это целая индустрия — преувеличение образа Парижа. Вот реклама кофе «Жардин» с типичной француженкой, коих я на улицах Парижа не заметил, с короткими волосами и острым черным взглядом, загадочной улыбкой и глубоким характером... Вот она пьет своей кофе на катере, стоящем в уютном канале... Вечереет, конечно — Париж ведь хорош ночью. Рядом небритый и жутко обаятельный парижанин (хотя глаза хитроватые — поди, ипотека и двое детей)...

«Я опять хочу в Париж. Вы там уже были? Нет, я уже туда хотел».

Эта индустрия, вольно или невольно, создала образ творческого рая на земле. Наверное, Париж и являлся таким раем, потому что имидж не возникает на пустом месте, но меня терзают подозрения, что славные времена в прошлом, и современный Париж с его арабскими и негритянскими гетто совсем другой. Современный Париж — еще одна открытка в калейдоскопе мест, где нужно побывать. Не больше и не меньше. Да, там есть умопомрачительный рынок, сыры, мосты, мансарды и «Мулен Руж», но внешний антураж не сработает, если вы не читали про Париж. Если вы не знаете о его имидже.

Париж другой, а имидж прежний, особенный. Париж, мол, это вам не Бангкок, хотя местами очень напоминает. Особенность выгодна. Выгодна парфюмером, выгодна индустрии моды, выгодна турбизнесу, да и Франции вообще. Люди, возвращаясь из таких городов, зачастую описывают не свои впечатление, а то, какими они должны быть исходя из книжно-журнально-гламурной идеологии.

А это в Самаре, кстати...

Книги и фильмы создают иллюзорный мир в гораздо большем масштабе. Одно из их величайших творений — это любовь. Я не буду отрицать феномен любви, как не отрицаю Парижа, но образ преувеличен настолько, что два мира — реальный и книжный — иногда теряют контакт. Его величество художественный образ порой затмевает свои прототипы из реальной жизни.

Я не считал, но думаю 80-90% художественных произведений воспевают любовь в той или иной форме. Книги и фильмы про ненависть пользуются худшим спросом, а если и добиваются успеха — то кратковременного, на контрасте, в основном у публики, пресыщенной благополучием или маргинальной. Скажем, во множестве рецептов «как писать книги», есть четкие советы насчет мотивации главного героя. Если он действует во имя любви или спасения друга, книга имеет значительно большие шансы на успех, чем если мотивом является месть или, тем паче, зависть.

Да разве это плохо? Наверное, нет. Любовь, преданность - это же духовные скрепы, воск нашего душевного улья. Любовь созидает и сохраняет. В нее так приятно погрузиться. Конечно, ее надо воспевать и пропагандировать.

Чем все активно и занимаются, так увлекшись, что иногда любовь теряет чувственность и превращается в схему. Вот он, вот она, значит, будет любовь.

В фильмах влюбляются все, от мала до велика, любовь крепка, жертвы огромны, эмоции через край... В коридоре сталкиваются двое, у нее, допустим, падают из рук бумаги, он помогает собрать. Что это значит? В жизни — ничего. Столкнулись, извинились, посмотрели косо. «Вот урод неуклюжий!» - думает она. «Коза драная, я спешил так-то», - думает он. Стопроцентный киношный вариант, когда герои окунулись в бурный роман, в жизни реализуется, дай бог, в одном случае из тысячи. Понравиться друг другу с первого взгляда само по себе маловероятно.

Художественный образ любви — это чаще всего прогрессия, нарастание, апофеоз, а ближе к титрам — внятно обозначенная перспектива "жили долго и счастливо" или "помню вечно". Но все это относится не столько к любви, сколько к законам жанра, а они определяются тем, что публика хочет видеть. Общество само рисует свою фантазию, а писатели и режиссеры воплощают ее под давлением издателей и продюсеров. Этакий треугольник. Иногда на экранах воплощается любовь в жанре реализма, но если автор остался верным естественному ходу событий, ничего не приукрасил, чаще всего это скучно и навевает тоску. Бывает, исключительные события делают фантазию излишней («На Западном фронте без перемен...», Э.М. Ремарк), но в других случаях без дорисовки образа никак — не найдешь читателя, не продашь. Да и не получишь удовольствия.

Мне интереснее написать про нелюбовь, но написав, я вдруг понимаю, что это нечитабельно. Потому что любовь универсальна, как музыка, а ненависть, неприязнь и прочий шлак — это для извращенцев, вроде тебя самого...

Пропаганду ведут все, допущенные к трибуне. Сознательно и случайно. Каждая книга, статья, блогопост и просто речь — это та или иная форма пропаганды, которая не является самодостаточным феноменом, а лишь с той или иной степенью талантливости продолжает существующий тренд. Американцы построили целую киноиндустрию на образе супергероя во множестве воплощений. Европейцы активно делают деньги на имидже «создателей всех культур и искусств, колыбели цивилизации». Мы хотим преувеличенный образ свободы, преувеличенный образ чувства долга, дружбы, верности и много чего еще. Мы хотим религий, и когда старые развенчаны, мы находим новые, более экзотичные.

Питер мне понравился, там начался наш роман с моей будущей супругой, но я далек от мысли, что причина в Питере. Был бы Саратов — значит, Саратов. Хотя нет никаких проблем воспеть Питер по-парижски, как город каналов и любви.

Иногда мне кажется, что обманчивость искусств не так уж хороша. Мы все ищем мушек в официальных СМИ, не замечая целых слонов в том, что потребляем помимо. Одно время я не мог понять, почему любовь в реальной жизни никак не попадает под книжно-киношную канву, хотя мне хотелось бы. И когда я осознал, когда отпустил, мне стало проще. Заштампованный образ любви реализуется гораздо реже других, более житейских вариантов, которые не смогут очаровать внешнего зрителя. Но главное, что они со всей мощью могут очаровать лично вас. А некоторые, подозреваю, так и ищут киношной любви, а свою реальную жизнь, вполне состоятельную, считают компромиссом.

Затронутая недавно тема эмиграции тесно связана с преувеличенным имиджем многих стран, где всегда чисто, по улицам ходят честные и фактурные копы, где лживые чиновники пойманы за руку, где люди живут на пике событий, копаются друг у другу в душах, никогда не бросают в последний момент... И сколько разочарований у тех, кто подобно мне, не смог наложить художественный образ на реальное место.

Но в конце этого пропагандистского поста я встану на защиту искусств. Человеку необходимо что-то сверх реального мира. Мы вообще не знаем реального мира, потому что воспринимаем очень искаженное отражение. На реальные образы накладываются наши предубеждения, инерция сознания, врожденные фильтры... Посмотрите на политиков, мнения которых вы не разделяете: они всегда какие-то сальные и хитроватые. У них на мордах написано — воры. Посмотрите на тех, кого вы одобряете: в их взглядах боль за народ, в их жестах — твердость. Они просятся в бронзу.

Эта фантазия и есть наша реальность, и почему бы, имея возможность, не приукрасить этот мир? Для драйва, для ощущений, для насыщенности цветов? Почему не создать героев, не поддать драматического жара? Писателей учат: не пишите про всяких мудаков, вроде самих себя. Пишите про супергеров. Этот способ работает уже тысячи лет. И в самом деле работает.

Я не уверен, что способен испытать шекспировскую любовь, так скажем спасибо творцам за возможность ощутить ее в виртуале. Хотя бы узнать о том, что где-то когда-то она существовала. Тем более всегда найдется тот, кто скажет — у меня было точно также, только я не стал пить из того пузырька, а Тибальт помер от цирроза.

И все-таки иногда, особенно на важных жизненных развилках, полезно отличать реальность от ее художественного образа. Понять, что свобода всегда идет рука об руку с самоограничениями, что книжная любовь в жизни скоротечна (увы), что в пистолетном магазине не бывает сотни патронов, что правдорубов быстро загоняют под лавку, что нет рая на земле, что люди — это люди. А слово «супер» годится только для рекламы.

 

 

 

Категория: На злобу дня | Просмотров: 943 | Добавил: Артем_КРАСНОВ | Теги: рассуждения | Рейтинг: 4.8/6


Всего комментариев: 24
1 kriptonus  
Как-то постепенно пришел к мысли что особого романтизма в жизни нет. А если и встречается, мото за ширмой обыденности и житейских забот не всегда заметен. Даже женился, можно сказать, прагматично. Лежал как-то ночью с девушкой и думал. И вдруг в голову мысль: а, может, жениться? Чего еще искать? Тогда, собственно, и сделал предложение. И, знаете, ни разу не пожалел. Понимаю что не ошибься. Хотя нет шекспировских сьрастей, чувствую нашу любовь постоянно. По поводу идеализации окружающей действительности: нет идеала. Везде, в лю любой стране, городе течет своя жизнь. Со своими заботами и проблемами. Кто-то пытается смотреть через своеобразный калейдоскоп навязанных художественно-романтических образов. У меня не получается. В итоге я вижу какающую собаку в Риме, как и в Челябинске. А кто-то умилиться от этой прелести. Не читал Зюскинда, прочитал в свое время Эмиля Золя "Чрево Парижа" тоже явлется контрастным по сравнению с типичными худодественными произведениями. Ну и еще "Ярмарка тщеславия". Не помню автора. Но мне очень понравилось. Прям как про наши дни написано. Все в точку.


Цитата
Ну и еще "Ярмарка тщеславия". Не помню автора. Но мне очень понравилось. Прям как про наши дни написано. Все в точку.

Уже не раз про это слышу, и все никак не доберусь почитать. Спасибо за напоминалку.

............нумля.......давненько я такой забористости не читал. Хоть откупоривай второй флакон коньяка, подарочного. 

Я последнее время все сильно занят был, было время покопаться - "почему больше ТАК сильно не тянет на блог". Мнго вариантов перелопатил......понял одно - когда пришел, АК носил короткие детские шортики (аналогия в плане зрелости как в жизни, так и в писательско журналистком плане), а у меня как минимум был клёш на вырост. Сейчас читая АК, чуйствую себя почти голым. За эт годы Артем вырос до....... Признаюсь честно, порой даже что то толковое возразить/написать - просто мозгов не осталось. Как говорил Котейка "можа старею?".

Попробую тряхнуть стариной.


Цитата
Питер мне понравился, там начался наш роман с моей будущей супругой, но я далек от мысли, что причина в Питере.
 
А вот тут, батенька, осечка. Это вообще, очень старая, добрая и проверенная фича. В другом городе/месте - очень даже запросто могло не сростись. Если совсем по простому и грубо - есть такой эффект влюбленности. Как пример - приехали в горы на Домбай/или на море в Сочи/или тыщу других вариантов можно подставить - двое из разных городов. Оба на подъеме - отдых - воздух - кровь играет - все для всех красивы и привлекательны. Тем более, в замкнутом пространстве (усл говоря). Ессно, апосля пары/тройки дней, возникает притирка/приглядка/пристрелка. Очень часто случается лямурррр.... Обещанья вечной любви/женитья и т.д. Этот эффект описан очень подробно. Не скажу за % дальнейшего развития событий, но суть - МЕСТО зарождения любви очень и очень важно. Знаю по себе трижды из четырех. И по рассказам знакомых, родных.

5 Аяврик  
Пожалуй, они правы, помещая любовь в книги.
Пожалуй, только там ей и место. Уильям Фолкнер


Цитата
(«На Западном фронте без перемен...», Э.М. Ремарк),

Читал его очень давно и много. Даже наизусть в свое время его цитировал, записывал. Дословно не помню, но понравилась фраза.

Общий смысл - "Дурак/глупый человек зачастую добивается в жизни бОльшего. Ибо не видит, не знает преград. Просто тупо прет на пролом. Умный, сто раз просчитает, тыщу раз пересчитает, и увидит проблему/препятствие там, где ее ЕЩЕ нет". - ХЗ канеш, но мне в 20 лет показалось гениальным.

6 Cиплый  
Еще одна статья в актив! вот вроде уже разжуешь людям до каши...только попробуй осознай...ан нет...бесполезно...не принимают и всё тут...ну никак не хотят принять, что мир слишком многогранен и каждая его грань настолько многослойна, что сводить его к простому обывательскому счастью - это как минимум многократно упростить и кастрировать...тут одно цепляется за другое, и вон даже книжная любовь и книжный образ Парижа оказывается напрямую связаны с эмиграцией...еще раз убеждаюсь, что находится в информационном поле многим гражданам просто противопоказано, иначе у них начинаются жуткие приступы желания всё изменить совершенно без какого-либо анализа к чему это может привести...пользуясь случаем прошу таких товарищей провести в своем кругу разъяснительную работу по данному вопросу и после неё таки постараться принять это к сведению и реализации на практике...

7 antonio1985  
Как же вы все живете, если и Париж - не Париж, и любовь - челябинская, да еще и снеж с квадром - транспорт фермеров:) Все это отдает кризисом среднего возраста, как мне кажется. Либо просто не распробовали всех прелестей этих прелестей.

8 ТотЧувачок  
таки непонятно, статья про любовь или про пропаганду? сдается мне, что больше про любовь. правда вывод какой-то грустный. типо нет ее любви то, оказывается, сплошная пропаганда. ;-)  осенняя грусть-тоска на тебя, Артем, напала что ли?
я склонен считать, что любовь есть на белом свете. в том числе большая и чистая. )) по улице пройдешься, столько симпатичных девчонок ходит. сразу начинаешь верить в любовь, иногда даже с первого взгляда. )))

9 PsKoT  
Любовь и влюбленность (особенно в проходящих девчонок) Коту кажутся разными вещами. Хотя каждому свое )))

10 Партизан  
Парящий над дорогоЙ - "почему больше ТАК сильно не тянет на блог". Мнго вариантов перелопатил......понял одно - когда пришел, АК носил короткие детские шортики (аналогия в плане зрелости как в жизни, так и в писательско журналистком плане), а у меня как минимум был клёш на вырост. Сейчас читая АК, чуйствую себя почти голым. За эт годы Артем вырос до....... Признаюсь честно, порой даже что то толковое возразить/написать - просто мозгов не осталось. Как говорил Котейка "можа старею?
--------------------------------------------------------------------------------- -----'-'---------------
Тоже примерно тоже самое ощущаю, а еще поменялась тональность и риторика обсуждений. Кому-то что-то доказывать и объяснять стало лень.

11 Cиплый  
не припоминаю вас в активных доказательствах и объяснениях...хотя может тоже старею...вообще же конечно нужна новая кровь, новые горизонты...

13 Партизан  
Я же говорю - лень.

12 Balloon  
Я конечно не читал инструкций для писателей, но мне кажется, что в книгах и фильмах действительно надо отображать случаи, вероятность которых 1 из 100000. Вот, к примеру, столкнулись в коридоре, поматерились и разошлись - такая ситуация возможна и обычна, но зачем о ней писать или снимать фильм?
А вот ситуация - столкнулись, влюбились, женились, попали в заложники террористам. Такая ситуация редка и интересна, к тому же тоже возможна. Вот об этом можно и писать и снимать.
И дело не в том, что любовь идеализируется, просто нет смысла писать об обычных вещах. К примеру гораздо лучше снять автобиографический фильм об интересном человеке, артисте, писателе, чем об офисном работнике. Хотя это не будет означать, что артист и писатель счастливей, чем офисный работник.
Наша задача научиться иметь свое мнение, и отличать свои желания от чужих. Особенно в век информационных технологий, когда чужими мнениями забит весь интернет и часто подвергаешь сомнению собственную правоту.
Если перенести это на автомобили. БМВ реально не особо впечатлила по материалам отделки и многим другим параметрам. По мне так киа выигрывает практически по всем параметрам у БМВ, если ездить по правилам и учитывать цену покупки. Но даже человек, который всю жизнь ездит по правилам, но при этом читает автомобильные журналы, форумы или блоги, будет с придыханием садиться в БМВ и с презрением в Киа, если не имеет своего собственного мнения.

Сумбурно получилось как-то, но, надеюсь, донес мысль ))

14 SilverSnowflake  
Побывать в Париже – кажется, мечта почти любой девушки. Но я почему-то туда никогда не стремилась. Я мечтала о Венеции. Что тоже, в общем-то, ожидаемо)) Но эффект от встречи с городом девичьих грез был примерно таким же, как у Артема с Парижем. Я увидела толпы снующих туристов, торговцев сувениров, постоянно пытающихся что-то мне продать; стояла невыносимая жара и очень неприятный запах застоявшейся воды в каналах. Хотелось поскорее оттуда уехать. Я думала, что я – какой-то неправильный человек, раз не прониклась духом одного из самых романтичных городов на Земле. После прочтения статьи и комментариев стало
как-то спокойнее))
Но все-таки думаю, что восхваление городов, каких-то мест или вещей - это не пропаганда, а стадный инстинкт. Один похвалил, второй подхватил, а третий думает «А я чем хуже?»
А культура со всеми видами искусств, думаю, нужна для самоопределения человека. Книги, фильмы, музыка служат не для того, чтобы сделать жизнь человека ярче или заменить эти образы на реальные, или навязать какое-то определенное поведение. Это скорее какой-то «склад» разных жизненных случаев и сценариев. Примерив несколько таких сценариев на свою жизнь, человек решает для себя, чего же он на самом деле хочет: бурю эмоций или покой и согласие в отношениях, жить в мировой столице или поселиться в деревне.

16 antonio1985  
Не там и/или не так вы смотрели и гуляли в Венеции. Инфа 100%, извините если огорчил:)

20 Аяврик  
antonio, вот только не надо пробуждать в девушке комплексы! Она сама убедилась, что красивые картинки не имеют ничего общего с буржуинской реальностью. В следующий раз патриотично поедет в Питер. Там хотя бы каналы не воняют.)))

23 SilverSnowflake  
Что вы, какие комплексы))) А Питер мне действительно больше нравится. Не знаю, в чем тут дело - в патриотичности или чем-то ещё)

24 Anonymous  
В Питере воняют спуски к каналам. По какой причине - сами догадайтесь)

22 SilverSnowflake  
Нисколько не огорчили. Если ваши впечатления лучше, я очень рада))

19 Аяврик  
Цитата
восхваление городов, каких-то мест или вещей - это не пропаганда, а стадный инстинкт. Один похвалил, второй подхватил, а третий думает «А я чем хуже?»

Плюсую и присоединяюсь! А нет ли среди нас искусствоведов? Про "Чёрный квадрат" Малевича хочу спросить...


Цитата
Про "Чёрный квадрат" Малевича хочу спросить...



Еще остались вопросы???  biggrin

15 ТотЧувачок  
Сотри тоску-печаль с ебала,
товарищ, пятница настала!

(в этом сообщении нет никакой скрытой пропаганды)

17 antonio1985  
Почти лучший её момент - 30 минут до конца рабочего дня!

18 Аяврик  
Вот-вот-вот! Если бы мы с таким же энтузиазмом ждали НАЧАЛА рабочей недели, то всякие европы-америки давно были бы в заднице. А если ещё на рабочем компе интернет отключить... Не, эт перебор, конечно...

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 |