Сегодня это звучит, как фантастика, но лет через десять
педаль тормоза может порасти мхом, а мир разделится на тех, кто любит
автоматическое торможение и ненавидит его, подобно тому, как сейчас спорят
поклонники механических трансмиссий и автоматов.
Законодатель сейфети-моды EuroNCAP стал уделять все больше внимания системам автономного
экстренного торможения (АЕВ) и даже
проанализировал, какие компании уже сейчас предлагают подобные девайсы.
Оказалось, 15 автопроизводителей ставит такие системы, и больше всех отличились
Volvo, Audi и Mercedes. Подозреваю, что очень скоро
без системы AEB не
видать производителям высшего балла за безопасность – сейчас такие требования
действуют в отношении ESP.
EuroNCAP
делит системы АЕВ на три типа:
городские, междугородние и пешеходные. Первые позволяют избежать столкновений или
смягчить последствия на небольшой скорости (например, вольвовская CitySafety), вторые – на большой
скорости (AudiPreSense),
третьи распознают пешеходов (BMWNightvisionwithpedestriandetection).
Объединить все три системы в одной не так просто, как
кажется. В отличие от универсального человеческого глаза, для определения
разных объектов нужны разные технические средства: радары ближнего и дальнего
боя, камеры наблюдения и так далее. Volvo– пока единственная компания,
которая предлагает все три типа AEB
одновременно.
Обычно системы экстренного торможения сначала предупреждают
водителя о возможном столкновении звуковой или световой индикацией, затем приводят
в боевую готовность тормоза и средства безопасности, начинают слабое торможение
и если ничто из перечисленного не помогло, тормозят до талого. Если водитель
предпринимает какие-то меры, например, жмет на тормоз или активно рулит, электроника
отключается, однако и здесь есть тонкости: так, некоторые системы «убеждаются,
что водитель приложил достаточное усилие к педали тормоза».
Пока не все системы
одинаково полезны. EuroNCAPраскритиковал фордовскую ActiveCityStop за то, что она не предупреждает водителя, тормозит поздно и
очень жестко. «То, как система вмешивается в управление, не комфортно для
водителей, и он не могут положиться на нее, чтобы избежать городских аварий».
Мне кажется, в последней фразе есть два ключевых слова: «некомфортна»
и «положиться». То есть, EuroNCAP
стремится к тому, чтобы системы работали мягко, предсказуемо и постепенно
втирались в доверие настолько, чтобы водители использовали их спокойно, как они
используют сейчас автоматические коробки передач.
И это вызывает бурю протестов, особенно у нас, бывших
водителей «Жигулей» и «девяток», где не то что автономное, но даже обычное,
педальное торможение удавалось не
всегда. Во-первых, беспокоит надежность электроники, и как оно может быть, к
собственной досаде продемонстрировала Volvo во время одного из показательных заездов.
Во-вторых, не так-то просто придумать универсальный алгоритм
работы, соответствующий принципу Гиппократа «Не навреди!». Рисуется такая
картина: едете вы по дороге, сзади фура массой 30 тонн, и вдруг выскакивает
крупная собака…
На VolvoS60 стояла
система распознавания пешеходов, и меня, признаться, она только нервировала. Так,
один раз я ехал вечером по Горького, а на обочине стояла машина. Когда мы были
метрах в тридцати, ее обогнул водитель и приготовился сесть за руль. Неожиданно
меня ослепил красный прожектор, раздался истеричный писк, словно мы кого-то
раздавили. Если бы руль не был приделан к колонке, я бы уронил его на колени.
Секунд десять потом соображал, что вообще произошло, и будь это настоящий
пешеход… Т-т-т.
Ну хорошо, все перечисленное – это болезни роста. Конечно, будут
многочисленные тесты, усложнение алгоритмов и появление новых датчиков, камер и
сенсоров. И в один прекрасный день системы заработают также надежно, как ESP или ABS.
И люди разучатся тормозить. Казалось бы, водить автомобиль –
это как на велосипеде ездить: научился – значит, навсегда. А вот и нет. В
автошколе мы все тренировались на «механике», но те, кто сразу сел на автомат,
боятся «меха», как огня. Конечно, можно переучиться, но это сложно, и коли нет
нужды…
А может, и к лучшему, а? Ну, разучатся водители тормозить, и
не надо – если электроника будет работать надежно, можно довериться ей, как мы
доверяем герметичности бензиновых трубопроводов. Вы же не лазите каждое утро
под машину с целью проверить надежность топливной системы? А ведь не дай бог
течь …
И все-таки есть в этой тенденции что-то зловещее. К примеру,
многие компании зациклены на предотвращении столкновений на небольшой скорости,
вроде наездов сзади перед пешеходными переходами или в пробках. Только ведь эти
наезды зачастую случаются по причине откровенного ротозейства, и предотвращать
их - значит ротозейство поощрять. Не все водители обладают силой воли
завязавшего алкоголика, чтобы сказать: ну хорошо, сегодня за меня затормозил
мой «Вольво», но обещаю – завтра я высплюсь, проверю зрение, протру стекло,
поменяю лапочку в фаре и поеду не быстрее 40 км/час… Чем надежнее будет
работать электроника, тем расслабленней будут водители. И этот релакс
перекинется на другие области. Раз вождение будет требовать меньше внимания,
это внимание переключится на что-то еще: к примеру, на экран iPhone или что там будет через 10 лет.
Немного досадно, что процесс вождения все больше
редуцируется до процесса целеуказания. Ведь автономным торможение дело не
кончится: ESP некоторых
машин уже умеют подруливать, а системы V2V
коммуникации скоро сделают возможным точный расчет траекторий других машин –
даже более детальный, чем «предчувствия» самого опытного водителя.
Впрочем, езда по маршруту дом-офис-дом тоже не бог весть
какое приключение. Может, и правда, пусть электроника берет вожжи, а мы
посвятим это время… например, виртуальному общению, запивая синтетические чипсы
поливитаминным коктейлем?
И все же я не согласен. Вот съездили мы в тур на
кроссоверах: не сказать, что дороги там особенно сложные и для вождения
понадобилось какое-то исключительное мастерство. Нет. Наверное, все это могла
проделать какая-то передовая кибер-система. И все же приятно проделать этот путь
самому, ощутив себя хоть чуть-чуть, но героем. Так уж устроен человек, живущий
во второй декаде XXI
века. За третью не ручаюсь.
Хватит на наш век еще механики) В 60х годах многие искренне считали, что в 2000 году люди будут чуть ли не на космических кораблях летать В итоге половина тех мечтателей ездит вполне комфортно на жигулях, разработанных в тех самых 60х Я думаю, что после введения в базовую комплектацию подобных систем, EuroNcap посчитает статистику аварийности по причине ее некорректной работы, и ...запретит эти системы. Ибо никакая электроника не в состоянии определить, что, к примеру, данный конкретный автомобиль вот сейчас резко затормозит при свободной и прямой дороге, а все потому, что водитель увидел на тротуаре красивую барышню Более того, если эта электроника помешает ему сдать назад к ней, то при следующем визите в сервис в бланке заказ-наряда первой строкой будет указан демонтаж системы
Так-то да, но ведь и ESP еще лет пятнадцать назад казались чем-то подозрительным, а сейчас в Европе и США ими оснащаются практически все автомобили. То, что часть автопарка останется архаичной - это бесспорно. Но ведь мы с вами не захотим ездить на этих архаичных машинах. Я уверен, что с точки зрения чистого драйва BMW M3 двадцатилетней давности гораздо интереснее современной, но люди копят и мечтают о современном М3, и факторов тут много - престиж не последний из них.
Мне кажется проще самому нажать на педаль когда это нужно, применив при этом ровно то усилие которое нужно в этот момент, чем постоянно следить за машиной и думать будет она тормозить или не будет. Ну и при всей этой роботизации-автоматизации, процесс вождения (управления автомобилем) теряет свою привлекательность.
"И в один прекрасный день системы заработают также надежно, как ESP или ABS." ESP не юзал - не довелось, а про ABS... Был у меня лансер9, АБСка - чудо, т.е. трещала шуршала, классно отрабатывала (и спасала-выручала) причём как-то аккуратно. Сейчас 11000 км откатал на РИО нью - и я начал очковать! Допустим едешь по Черкасской к ЦК (хорошо так едешь), тут на перекрёстке с Ш Металлургов загорается красный, давишь на тормоз, а машина отработав пару поперечных стыков в асфальте подключает АБС и ... НЕ ОТКЛЮЧАЕТ ЕЁ либо до полной остановки, либо до отпускания педали. Вот так и катишься под хруст, как на лыжах. И было так уже (или пока) раз 5, в разных местах. У друга тоже рио 11, такая же хрень. Может это болезнь такая - корейская, но на японце всё было красиво. (На немцах и др. не катался)
Поправил. А про Рио интересно. Авторевю провела длительный тест Соляриса, тоже было несколько нареканий. Видимо, корейцы все же еще не научились делать машины того же уровня, что Старый Свет и Япония, хотя внешне уже похоже
Многолетний опыт DARPA Grand Challenge показывает, что до полноценной замены человека роботом пока бесконечно далеко. Дико навороченные электронные системы стоимостью в миллионы долларов с суперкомпьютерами, лидарами и ЖПСами на борту едва дотягивают по эффективности до престарелого "белкового" водителя, страдающего болезнью Альцгеймера, и забывшего дома любимые очки на -5.
З.Ы. Хотя лично я не отказался бы от езды "на автопилоте" по рутинным ежедневным маршрутам. За удовольствием — на гоночную трассу, для впечатлений — дальнобойные загородные поездки.
О, Миша, так не хватало тебя в такой концептуальной теме (я серьезно) Если говорить о полной автоматизации процесса - наверное, ты прав. Но когда я проехал 300 км на Вольво со скоростным автопилотом, который разгоняется и тормозит самостоятельно, то чуть по другому взглянул на перспективы. Думаю, массовые системы, надежно выполняющие экстренное торможение - это вопрос 5-10 лет.
Другой вопрос, повысят ли эти плюшки безопасность движения. Оно как с ESP - вроде, если машина оснащена таковой, езда становится безопаснее. Но с другой стороны, человек за рулём становится всё более самонадеянным и беспечным, компенсируя таланты электроники своей бестолковостью.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]