Послевоенный прототип VW "Жук". Автомобиль был спроектирован Фердинандом Порше по заданию Гитлера
Депутат Госдумы Алексей Журавлев предложил маркировать бренды с нацистским прошлым, а заодно отказался от личного Mercedes-Benz (интервью). Инициатива, конечно, выглядит чистой воды популизмом — этакий прожект санкционных контрмер. Я бы не поддержал ее как минимум потому, что, увидев в списке «нацистских» брендов Coca-Cola, Mercedes-Benz, Lufthansa, IKEA и Adidas, иной недалекий подросток вообще может решить, что все лучшее в этом мире сделано нацистами. И шаг приведет не столько к девальвации указанных марок, сколько к восхвалению нацистов. Так что сразу говорю — бред. Но раз уж я пишу про автомобили, должен признать, что именно немецкий автопром попал под пяту нацистов очень сильно.
Bundesarchiv, Bild 183-2005-1017-525 / CC-BY-SA [CC BY-SA 3.0 de (http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0/de/deed.en)], via Wikimedia Commons
Самым известным персонажем, видимо, нужно признать Фердинанда Порше-старшего, который использовал хорошие отношения с Гитлером ради своих инженерных амбиций и даже вступил в ряды SS.
Автопром Германии в некотором смысле был обречен, потому что фюрер был страстным автомобилистом и еще в мирное время ставил перед промышленностью два приоритета: создание массовых недорогих машин для стопроцентной автомобилизации немецкого населения и доминирование Германии в автоспорте.
Фердинанд Порше поучаствовал в обоих начинаниях. Спортивные машины он проектировал в рамках проекта Auto Union, о чем ниже. Народный автомобиль (дословно — Volkswagen) создал по техзаданию фюрера во второй половине 30-х годов, когда и был заложен город Вольфсбург, по сей день являющийся гнездом концерна Volkswagen.
Массовое производство «Жука» началось уже в конце войны, однако в годы боевых действий завод не простаивал: Фердинанд Порше спроектировал на базе «Жука» два легких вездехода, «Кубельваген» и амфибию «Швимваген». На этом его участие не окончилось, и гений Порше нашел воплощение в нескольких военных проектах, самым известным и живучим из которых оказалась самоходная установка «Фердинанд» - эффективное противотанковое оружие.
За свои грехи Фердинанд Порше отсидел несколько лет во французской тюрьме, откуда впоследствии был выкуплен сыном.
Кстати, не нужно путать двух Фердинандов Порше. До сих пор речь шла о Порше-старшем, наиболее значимым достижением которого стало создание компании Volkswagen и ее первого бестселлера «Жука». Его сын, часто называемый Ферри Порше, основал фамильную компанию Porsche и разработал ее первый бестселлер — Porsche 365A, хотя отец тоже приложил руку. Правда, во французской тюрьме пришлось посидеть и Ферри, но не так долго.
Переднемоторный Mercedes-Benz W125 - самое успешная реализация гитлеровских амбиций в автоспорте
Mercedes-Benz изначально был фаворитом Гитлера в проекте по созданию самого скоростного гоночного автомобиля в мире. Напомню, что в предвоенные годы «Формулы 1» еще не существовало, но была очень конкурентная серия гонок на Большой Приз (Гран-При), с 1950 году трансформировавшаяся в мировой чемпионат «Формулу 1». Немецкий триумф в гонках Гран-При была целью Гитлера для пропаганды нацистских ценностей.
В конечном итоге фюрер решил не класть яйца в одну корзину. Если изначально грант на создание гоночной машины получила компания Mercedes-Benz, то позже Фердинанд Порше и представители Auto Union убедили Гитлера выделил такую же сумму в пользу как раз Auto Union. Результат был достигнут, и немецкие марки доминировали на гоночных трассах в предвоенное время с тремя титулами Mercedes-Benz и одним для Auto Union.
Auto Union отличались передовой по тем временам среднемоторной компоновкой. Послевоенной "Формуле 1" понадобится почти десятилетие, чтобы признать оптимальность этой схемы
Auto Union принято ассоциировать с Audi. Собственно сам «юнион» был основан из слияния четырех марок, включая непосредственно Audi, однако бренд Audi в чистом виде был возрожден уже много позже войны.
Впрочем, и «предвоенная Ауди» причастна к работе на нацистов в составе Auto Union: заводы использовались для производства танков и авиационных двигателей. Уже в наше время были обнародованы документы, согласно которым Auto Union использовала труд рабов из концентрационных лагерей. Бесплатную рабочую силу заставляли вкалывать на остальных заводах Германии, как Mercedes-Benz и BMW. Скотские условия приводили к регулярной гибели людей, и впоследствии многим компаниям, включая современную Audi, пришлось выплачивать многомиллионные компенсации.
Если Фердинанд Порше и Mercedes-Benz сотрудничали с Гитлером еще в предвоенное время, то с началом боевых действий под нужды армии были приспособлены практически все автомобильные и смежные производства в стране. Mercedes-Benz выпускал грузовики, запасные части и авиационные моторы, и кстати, именно на них компания обкатала идею прямого впрыска бензина в цилиндры, реализованную позже на гоночных 300SL.
Военный грузовик-вездеход Opel Maultier
Opel в предвоенные годы был крупнейшим немецким производителем и единственным с конвейерным производством. Тесные связи с американским концерном GM давали Opel определенную независимость от нацистского правительства, и особого рвения к распилу военных бюджетов компания не продемонстрировала. Тем не менее, когда стал ясен провал блицкрига, заводы Opel переориентировали с гражданской техники на выпуск танков, деталей к самолетам и грузовиков — последнее направление стало самым значимым. Также Opel производил двигатели для моторизованной техники, включая легкие вездеходы. В конце войны заводы Opel были основательно разгромлены, а предвоенный Opel Kadett превращен советскими инженерами в Москвич 400.
Москвич 400 был почти полной копией Opel Kadett конца тридцатых
С BMW получилось еще хлеще: коль скоро компания изначально была производителем авиационных моторов, нацисты имели на нее большие виды, однако руководство компании в лице Франца Йозефа Поппа воспротивилось таким планам, опасаясь за гибель автомобильных подразделений фирмы в пользу военного производства. Впрочем, сопротивление не помогло, и нацисты взяли компанию под контроль, практически полностью переориентировав на производство авиационных моторов. Истребитель «Фоке-Вульф» и многоцелевой Junkers Ju88 летали на двигателях BMW 801.
Junkers с моторами BMW
BMW до войны производила в том числе мотоциклы. Одна из предвоенных моделей BMW R71 стала прототипом для мотоциклов «Урал», хотя сами немцы к началу боевых действий подготовили уже более современную модель BMW R75. Однако в 1942 году закончилось и производство мотоциклов, а BMW полностью сосредоточилась на авиамоторах.
BMW R71 (на переднем плане) и первая модель Ирбитского завода М-72, позже выпускавшаяся под брендом "Урал"
Как и в случае с Opel, заводы BMW были основательно разбомблены в конце войны, а сама компания разделена на несколько частей, попавших под контроль разных стран-союзников. Производство предвоенных моделей с шильдиком BMW началось в конце 40-х, но первая новая модель появилась в 1951 году — BMW 501.
Можно упомянуть и другие европейские компании, например, Saab, которая была создана как раз накануне войны, но выпускала самолеты для вооруженных сил союзников Германии (включая скандинавские страны и Австрию). Однако производство автомобилей Saab началось уже после войны в рамках плана по диверсификации производства. Volvo и вовсе избежала милитаристкой участи, во время войны выпуская в основном грузовики.
Возвращаясь к топику, нельзя огульно мешать в одну кучу немецких автопроизводителей и нацистские военные заводы. Далеко не все переориентировались на нужды фашизма по собственной инициативе, и во многих случаях военное производство не имело прямого отношения к предвоенному гражданскому. Правильнее говорить о том, что в период 1941-1942 годов вся индустриальная мощь Германии была жестко поставлена на военные рельсы, и можно осуждать конкретных людей, но бренды, как таковые, в тот момент потеряли значимость.
Гитлер на торжествах в честь начала строительства завода Volkswagen. Фердинанд Порше - крайний справа
Bundesarchiv, Bild 183-H06734 / CC-BY-SA [CC BY-SA 3.0 de (http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0/de/deed.en)], via Wikimedia Commons
С другой стороны, тот же Фердинанд Порше во многом состоялся как инженер именно благодаря сотрудничеству с нацистским режимом, который позволил ему реализовать множество личных амбиций. Скажем, идею массового автомобиля он вынашивал еще со времен работы на Mercedes-Benz, но разошелся с руководством компании в приоритетах. Гитлер же был зациклен на идее народной малолитражки, поэтому общий язык нашелся быстро. И если бы дело ограничивалось малолитражкой, можно было бы закрыть глаза, однако семейство Порше применило свои таланты и для разработки сугубо военных машин, причем, судя по всему, без жесткого принуждения со стороны нацистов. Остается лишь вопрос, насколько спортивные машины одноименного бренда ответственны за страшные грехи своих отцов.
Кстати, по одной из версий, тесное сотрудничество АвтоВАЗа и Porsche при разработке ВАЗ-2108 было отчасти мотивировано желанием компании компенсировать вред Советскому Союзу от деятельности основателей Porsche.
Короче говоря, идея депутата кажется мне не более чем «вбросом». С другой стороны, в свете последних событий лишнее напоминание Германии и остальному миру о том, к чему привело игнорирование интересов России в прошлый раз, я считаю невредным. Хотите зарабатывать на наших нефтедолларах — зарабатывайте, но оставьте, право, эти ваши двусмысленности и политическое высокомерие. Россия — не агрессор, но если взять ее за горло и не оставить выбора...
|