Блог Артёма Краснова
Суббота, 19.08.2017, 12:24

Приветствую Вас Гость

Авторский

...
KIA_feb_240x400_kras
Поиск по сайту
Форма входа

Форум
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Главная » 2016 » Октябрь » 5 » Идиотентест для россиян. Нам такого не надо
12:42
Идиотентест для россиян. Нам такого не надо

ГИБДД анонсировала слегка шокирующую инициативу введения аналога немецкого «идиотентеста» для российских водителей. В нашей терминологии речь идет о неком «медицинском сопровождении» водителей, лишенных прав за пьянку или допустивших грубые нарушения из списка. При этом первоисточник «РИА Новости» ссылается на высокопоставленного представителя ГИБДД, замначальника Владимира Кузина, который и проводит параллели между немецкой системой и планируемой в России. И хотя «идиотентест» - жутко забавная процедура, я, скорее, против подобных подходов у нас.

Про сам «идиотентест» я писал несколько лет назад, напомню вкратце. Официально процедура называется Medizinisch-Psychologische Untersuchung (MPU), и подразумевает психо-физиологическое тестирование водителей, потерявших права вследствие серьезных нарушений. Из-за чрезмерной жесткости, процедура MPU обросла легендами и мифами, которые, видимо, связаны с ее отчасти неформальным характером: у каждого врача-психиатра свой почерк, поэтому некоторые приемы могут казаться водителю странными.

Мне встретилась исповедь американца Питера Хорвата, проживающего в Германии, который испытал MPU на себе. Он попался на езде с довольно серьезным уровнем опьянения, за что получил штраф в несколько тысяч евро, лишение прав на 6 месяцев, а главное, необходимость пройти MPU - «идиотентест».

Первая часть теста оценивала координацию движений, и описана автором, как самая простая, по крайней мере, для людей нестарых и не страдающих отклонениями. Вторая часть — это медицинское исследование на следы употребления алкоголя. Оно подразумевает полный запрет на спиртосодержащие продукты в течение всех месяцев, предшествующих «идиотентесту» (а подготовка к нему может затянуться на годы). В случае с американцем, проблема возникла с уровнем эндогенного алкоголя, из-за чего ему пришлось 9 месяцев прожить в жесткой завязке под медицинским наблюдением, а в финале сделать пункцию печени (думаю, малоприятная процедура).

Но самой лютой частью оказалась третья: обследование психиатром. Само по себе оно длится 4 часа и напоминает допрос у следователя. Врач задает самый широкий круг вопросов, причем критерии его оценки могут быть весьма... кхм... непрозрачны.

Герой повествования потратил на подготовку к третьей части 4 месяца и 1500 евро, и через еще 1,5 месяца после проведения узнал, что тест он не прошел. Пересдавать можно не ранее, чем через 4 месяца, в течение которых он также посещал врачей и юристов для подготовки, и со второго раза сдал.

Общий бюджет операции составил 15 тысяч евро (!), не считая косвенных расходов, связанных с невозможностью использовать автомобиль и необходимостью тратить время на подготовку. Вторичное попадание означает лишение прав на 2 года и новый «идиотентест» для их возврата, плюс повышенную бдительность полиции в отношении «выпускника» MPU.

У меня, грешным делом, закрадывается мысль, не является ли MPU неким мифом, который немецкие власти тиражируют с целью припугнуть алконавтов и просто агрессивных водителей. Впрочем, страшилки про MPU встречаются в разной форме в нескольких источниках.

Почему я против

Нельзя делить шкуру неубитого медведя, и, наверное, не вполне правильно обсуждать инициативу, в которой нет ни малейшей конкретики. Тем не менее, я в принципе против создания в России непрозрачных механизмов со смутным функционалом и высокой коррупционной емкостью.

Наказание за пьяную езду и так достаточно суровое, например, за повторную «пьянку» предусмотрена уголовная ответственность с перспективой лишения свободы на срок до 2 лет, а в скором времени для возврата машины со штрафстоянки «алконавту» придется внести залог в 30 тысяч рублей.

Я готов поддержать более активное выявление нетрезвых водителей, например, с использованием европейской практики поголовной экспресс-продувки во время спецрейдов. Это когда полиция тормозит весь поток и предлагает, не выходя из автомобиля, "дунуть" в алкотестер - масштабные разборки начинаются, если он показал ненулевое значение, а так вся процедура отнимает у водителя пару минут.

Что касается «медицинского сопровождения», предложенного ГИБДД, то риски такого подхода очевидны. Так, «идиотентест» в Германии появился в 1955 году, и за это время сформировалась система подготовки и контроля врачей, проводящих экспертизу. Причем злые языки утверждают, что главная цель «идиотентеста» - трудоустроить высокооплачиваемых медиков. В России, боюсь, просто не найдется достаточного количества специалистов, которые смогут принести недужным водителям пользу. В большинстве случаев это будет такая же профанация, как водительский медосмотр.

Если же гайки затянуть как следует, рядом с окошком основной кассы появится окошко кассы альтернативной, куда можно будет занести добровольный взнос для ускорения процесса выздоровления.

Наконец, не убеждает меня и официальная статистика. Например, «Форбс» со ссылкой на данные WHO приводит данные о процентах «пьяных аварий» в общем числе смертельных ДТП для разных стран за 2015 год. Парадоксально, но Россия и Германия там идут бок о бок с идентичным показателем 9%. Справедливости ради нужно заметить, что общая смертность на дорогах в Германии из расчета на 1000 жителей примерно в 4 раза ниже, чем в России, и относительно других европейских стран Германии выглядит неплохо. Тем не менее, с точки зрения доли именно пьяных водителей, «идиотентест» не позволил Германии выпасть из списка 10 худших стран мира. Возможно, сказывается либеральность немцев в отношении алкоголя как такового: культ пива и «разрешенные промилле» провоцируют людей ездить пусть не синими, но синеватыми. Так, если в России «зона нечувствительности» для алкоголя в крови BAC составляет 0,03% (в воздухе — 0,16 мг/л), то в Германии — до 0,05%.

Как проходит медосвидетельствование в России

 

Категория: На злобу дня | Просмотров: 278 | Добавил: Артем_КРАСНОВ | Рейтинг: 5.0/3


Всего комментариев: 3
1  
да просто отправлять на пересдачу прав после лишения и все. это и будет своеобразный идиотентест по-российски. тут тебе и медосмотр (для сдачи на права нужна медсправка), и теория, и практика. заодно и проверка, как "опытные" водители умеют на самом деле водить.

0
2  
Это уже есть. Чтобы вернуть права, нужно сдать теоретический экзамен и пройти медосмотр.
Ну насчет практики тоже можно сделать, но для опытного водителя эти змейки в любом случае не проблема
Я вот о чем и говорю: нынешний инструментарий для наказания пьяных весьма обширен, нужно только применять его неотвратимо и системно, а не новые институты создавать

3  
Новые институты создаются не для наказания алконавтов, а для освоения бюджетных денег и создания коррупционного коридора.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017 |