Блог Артёма Краснова
Пятница, 19.04.2024, 12:11

Приветствую Вас Гость

Авторский

...
KIA_feb_240x400_kras
Поиск по сайту
Форма входа

Форум
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Главная » 2016 » Октябрь » 28 » Электрическая чума
14:56
Электрическая чума

Первое время я относился к Formula E примерно как к соревнованиям по скоростному поеданию перца чили. Чем бы дитя не тешилось... Казалось, гонки на электромобилях просуществуют сезон-другой и тихо умрут, подобно певческой карьере Кая Метова. И останется лишь кричать «вспомни меня, ну вспомни меня». Теперь я готов признать ошибку, потому что Formula E, похоже, определит не только автоспорт будущего, но и автопром.

Пока рано делать выводы, потому что серия существует с 2014 года. Хотя вместо тихого увядания мы видим прогресс настолько быстрый, что традиционному автоспорту остается лишь завидовать.

Вкратце о том, что такое Formula E. Автомобили похожи на болиды младших серий, вроде «Формулы 3» и плюс-минус сопоставимы с ними по динамике, то есть назвать электросерию прямым конкурентом «Формуле 1» нельзя даже с большой натяжкой. Мощность двигателя пока ограничена величиной 230-270 л.с., но с каждым годом увеличивается, так что уже скоро превысит 300 л.с. Максимальная скорость в 225 км/час также не поражает воображение, но лиха беда начало. Для городских трасс скорость за 200 уже вполне достаточная.

Пожалуй, главной неприятностью Formula E остается необходимость... менять автомобиль во время пит-стопа, потому что стандартных аккумуляторов емкостью 28 кВт*ч не хватает на гонку протяженностью 50 минут. Впрочем, уже в ближайшие годы проблема будет решена, и с 2018 года поставщиком батарей емкостью 54 кВт*ч становится McLaren Applied Technologies (сейчас батареи поставляет другой легендарный коллектив - Williams Advanced Engineering).

У Formula E достаточно грамотные организаторы, и чемпионат сумел привлечь внимание публики, спонсоров и производителей практически сразу. Не в последнюю очередь за счет участия сильных пилотов, большинство из которых пробовали силы, но не прижились в «Формуле 1». Время от времени в качестве приглашенных звезд участвуют «монстры», вроде Жака Вильнева.

Поставщики серии также весьма серьезны:  батарея Williams, шасси Dallara, общая концепция Spark-Renault, двигатель McLaren — таков был «суповой набор» для первого сезона серии (2014-2015). Со второго сезона разрешили самостоятельно разрабатывать двигатели, коробки передач, инверторы, системы охлаждения и задние подвески, причем большинство команд пошли на самостоятельную разработку.

Что интересно, если в традиционных сериях технические различия между болидами команд заметны только специалистам, то у молодой Formula E концепций море: кто-то использует один электромотор, кто-то два половинной мощности, кто-то обходится бескоробочным приводом, кто-то внедрил коробку передач, причем двух-, трех-, четырех- или пятиступенчатую. Какая схема окажется оптимальной, пока неясно.

Но, пожалуй, главный успех Formula E в другом. Она все больше привлекает крупных производителей. Renault, зацикленная на гражданских электромобилях, была партнером серии с самого начала, равно как и ряд упомянутых выше команд «Формулы 1». На третий сезон к серии присоединился Jaguar с заводской командой, причем это возвращение Jaguar в большой автоспорт. А недавно случилось еще более знаковое событие: Audi, много лет доминировавшая в гонках на выносливость WEC с дизель-электрическим гибридом, уходит из серии в пользу Formula E.

Событие имеет потайной смысл. Концерн Volkswagen использовал болиды Audi для пропаганды дизельных технологий, но после «дизельгейта» компания переориентировалась на выпуск электромобилей, а значит, для маркетинга стала удобнее электрическая серия.

А в 2018 году к Formula E присоединится команда Mercedes, в настоящий момент доминирующая в "Формуле 1". Состав участников подбирается невероятно сильный, а значит, не исключено, в серию придут лучшие пилоты.

Другими словами, Formula E в тренде: автопром в авральном режиме переходит на электродвигатели, и участие в электроформуле имеет двойную выгоду. С одной стороны, позиционирование компании, как лидера в этом направлении, с другой, Formula E - это полигон для отработки новых решений.

Последний компонент для традиционного ДВС-автоспорта уже почти неактуален: если лет 80 назад спортивные болиды обкатывали технологии, которые позже уходили в гражданский сектор, то теперь взаимозаменяемость почти нулевая. С молодой электромобильной технологией ситуация иная: так, создав эффективный гоночный электромотор, компания может использовать некоторые наработки на дорожных машинах. Батареи до сих пор унифицированы, но в будущем, вероятно, свобода появится и в этом компоненте, а VW между тем строит гигантский завод по выпуску электромобильных аккумуляторов...

И если борьба команд в традиционном автоспорте мало отражает успехи соответствующих брендов на «гражданке», то с Formula E ситуация может быть иной: производитель, который построит самый эффективный болид, возможно, сумеет построить и самый эффективный электромобиль для дорог общего пользования. Тем более, пока характеристики силовой установки Formula E вполне гуманны для использования в обычной жизни.

И пусть болиды Formula E могут проехать лишь половину 90-километровой гоночной дистанции на одной зарядке, но делают они это не в каком-нибудь мифическом сертификационном цикле, а в режиме полной атаки. И я почти не сомневаюсь, что очень скоро их возможности станут достаточными для создания дорожного спорткара, который не уступит бензиновым аналогам по дальности пробега, а по динамике превзойдет.

Категория: На злобу дня | Просмотров: 621 | Добавил: Артем_КРАСНОВ | Рейтинг: 5.0/2


Всего комментариев: 28
1 Рыся  
0
Надо же, проросло там, где никто не ждал! Чудо прогресса! Нет, ну здорово, что таким нестандартным путём могут решиться  задачи автопрома. Удачи!

2 Аяврик  
А мы опять чужие на этом празднике жизни... sad Абыдна, да?

3 AlBrynS  
Не знал про такие соревнования, очень интересно. Вот бы еще узнать характеристики аккумуляторов, которые устанавливаются в эти болиды и какой у них срок службы. Что-то мне подсказывает, что они разрушаются очень быстро.

4 Артем_КРАСНОВ  
0
В автоспорте все разрушается очень быстро )) Это нормально

5 AlBrynS  
Просто интересно, применимы ли разработки для автоспорта в гражданской продукции.

6 Артем_КРАСНОВ  
0
В новых областях, как правило, автоспорт и гражданские технологии соприкасаются. Поэтому опыт, полученный при разработке спортивных аккумуляторов наверняка найдет воплощение в массовых авто. Это не будет прямой перенос технологий, скорее всего, но сами принципы, материалы, технологии изготовления, вопросы безопасности и т.д. будут "взаимозаменяемы"

7 HQ74  
В гражданской жизни ведь в теории тоже можно наладить заменяемость автомобиля на заправке.

8 Cиплый  
Меня всегда удивляет когда по вопросу электромобилей люди начинают источать какую-то полурелигиозную убежденность, что там якобы есть какие-то инновации...трехфазный асинхронный двигатель, который там используется изобрели еще в 1889 году...литий-ионные батареи начали выпускать в 1991-м году...в чем там инновационность? Из-за чего весь сыр-бор? Не удивительно, что та же Тесла-моторс с самого своего создания показывала чистый убыток...в прошлом году вообще почти миллиард резаной...это гигантская афера...но почему-то правительства развитых стран эту аферу поддерживают...

9 antonio1985  
1. КПД заурядного электродвигателя 75%, тогда как выдающиеся образцы могут похвастать 90%. Это недостижимые цифры для ДВС.
2. Вся проблема только в аккумуляторах, которые еще не достигли нужной удобоюзабельности. Это вопрос времени.

10 Cиплый  
1. Сие понятно аки божий день;
2. Плотность энергии на единицу массы в литий-ионном аккумуляторе 0,46—0,72 МДж/кг, при том, что плотность энергии в бензине 8,1—10,5 МДж/кг, что как вы самостоятельно можете посчитать (даже если делить максимальное значение для аккумулятора на минимальное для бензина) составляет 11,25...т.е. в килограмме бензина энергии в 11 раз больше чем в батарее...даже если учитывать приведенные вами цифры по КПД, (примем невероятные 90% для электродвигателя и стандартные 25% для тепловой машины) и получим, что из 1 кг массы аккумулятора 0,72*0,9=0,648 МДж энергии, а из одного литра бензина 8,1*0,25=2,025 МДж, что в 3,125 раза больше...из этого следует несколько выводов:
1. Чтобы проехать одно и тоже расстояние на электромобиль нужно погрузить в 3,125 раза больше массы аккумулятора чем на авто с ДВС.
2. Если масса автомобилей одинакова, то автомобиль с ДВС сможет проехать в среднем в 3,125 раза дальше чем электромобиль на одной заправке/зарядке. 
3. Это при том, что в холодном климате, теплоту от ДВС очень удобно утилизировать на обогрев салона.
4. Электромобили будут неконкурентны до тех пор пока не изобретут батарею, хотя бы сопоставимую по плотности накопленной энергии с бензином. Таковой пока не наблюдается.

11 Артем_КРАСНОВ  
0
Напиши гневное письмо в компанию VW, а то они сворачивают программы развития ДВС в пользу электромобилей, может, еще не поздно их образумить. Наверняка они не слышали твоих доводов smile

12 Cиплый  
Можно хоть в спортлото написать, что-то вроде этого. Толку будет 0...там чистая политика...рациональность в данном случае вообще никакой роли не играет.

13 Артем_КРАСНОВ  
0
Да я, в общем, согласен с тобой, просто ты сам апеллируешь к некой рациональности, какие-то цифры убедительные приводишь. Все их знают, но ты же сам пишешь - тут политики больше. Кому какое дело до МДж/кг, когда срочно нужна иллюзия спасения земли от талого льда.

14 Cиплый  
Тут надо отделить мух от котлет....я неоднократно встречал людей, которые искренне веруют в какую-то невероятную инновационность этих вещей...я же предлагаю развеивать эти предрассудки...раз мы ситуацию не можем изменить на адекватную, нам нужно хотя бы относится к ней адекватно...

Все их знают - да никто их не знает...все веруют в суперпродвинутость этой технологии, и ждут пока батареи достигнут нужной удобоюзабельности...когда сам смысл в том, что нужна принципиально другая батарея...мир постепенно переходит в иллюзии...а может он уже давно там...я и сам до конца не понимаю...но идиотия ситуации меня сильно пугает.

15 Артем_КРАСНОВ  
0
Цитата
Все их знают - да никто их не знает...

Верно говоришь. Кроме тебя - никто не знает. smile

16 overkot  
Редкий случай, когда Кот поддерживает т. Сиплого:-) Но, по мнению Кота, в данном случае т. Сиплый прав!

17 Артем_КРАСНОВ  
0
Так с ним никто не спорит)) Просто он умеет общепринятые факты подать как собственные открытия, это слегка улыбает, а так норм

18 Cиплый  
Просто он умеет общепринятые факты подать как собственные открытия

Ну дай же ссылку на то место, где ты описываешь эти "общепринятые" факты...я чет не припомню...

19 Артем_КРАСНОВ  
0
Да мильён раз уже терли эту тему, и с Paragon'ом и без него. Лень искать.

20 Cиплый  
ага...гугль выдает по твоему сайту по запросу "плотность энергии" 80% ссылок на мои камменты...а так-то да...оказывается давно уже про это терли...

21 Артем_КРАСНОВ  
0
Я всегда говорил, что ты Д'Артаньян. smile Не будем ссориться.
Забавная, кстати, ссыль https://rg.ru/2016....ej.html

22 Cиплый  
ладно, мне не жалко...просто вспомнилось...я хочу, чтобы эта концепция не оказалась мыльным пузырем. Да хотя бы потому, что я видел разгон Tesla Roadster. Ничего подобного в исполнении бензиновых машин видеть и слышать не доводилось.....ну и как, не оказалась мыльным пузырем? Разгон-то у неё плотный...намного плотнее, чем энергия, которая в батарее.... smile ))

23 Артем_КРАСНОВ  
0
Да, я хочу, чтобы электромобильная концепция не оказалась мыльным пузырем. Ибо в целом мне она нравится.
Есть много технических проблем, о которых я писал, не соврать, полсотни раз (отсутствие инфраструктуры, нагрузка на электросети, утилизация аккумуляторных батарей, дороговизна, масса и малая емкость батарей и т.д.), поэтому я не верю, что в обозримом будущем (лет 10-15) электромобили вытеснят автомобили. Но в длительной перспективе (20-50 лет) это вполне возможно.
Выносить веские вердикты на данном этапе преждевременно, хотя бы потому, что до осени 2015 года доминирующей концепцией автопрома было развитие ДВС и гибридов, поэтому э/м рассматривались автопромом, скорее, как конкурирующий вид, развитие которого нужно затормозить (пример). В силу разных причин после саммита СОР21 концепция поменялась, и теперь, фактически, электромобили стали приоритетом для больших дядей из автопрома, которые начинают инвестировать в тему все больше ресурсов, поэтому как бы то ни было, прогресс пойдет значительно быстрее.
Чем он закончится - ванговать не буду, не знаю. Но думаю, что год от года поголовье электромобилей будет расти. А что будет в 2050 году - узнаем, в 2050. Если не помрем от ГОКа smile
PS: а разгон электромобилей - это в самом деле их конек. Сколько сил тратится двсниками для достижения кривой момента, хоть отдаленно напоминающую таковую у электромотора.

24 Cиплый  
Да, я хочу, чтобы электромобильная концепция не оказалась мыльным пузырем. Ибо в целом мне она нравится. 

Ну вот...ато всё "общепринятые факты"..."общепринятые факты"...маладес...мне только интересно как и главное когда ты сможешь выдать вердикт оказалась/не оказалась..??? Концепции этой уже без малого 120 лет...достаточный срок вроде для вывода, не? ААА, ну да....из-за больших дядей из автопрома...прогресс пойдет значительно быстрее...прогресс нужен только в одном компоненте - в батареях...а вот именно в нем его как раз и нет...уже 25 лет между прочим...на чем же основаны твои надежды? Веришь в нереальный научный прорыв? Что вот прям скоро? Ничего не напоминает?

25 Артем_КРАСНОВ  
0
Цитата
Концепции этой уже без малого 120 лет...достаточный срок вроде для вывода, не?
Угу, а вертолеты еще Леонардо Да Винчи рисовал. В начале XX века твой пра-прадед небось тоже заявлял, что концепция не работает smile

Цитата
прогресс нужен только в одном компоненте - в батареях...а вот именно в нем его как раз и нет..

Он есть, просто ты за ним не следишь. Это разве вещи.

Цитата
на чем же основаны твои надежды? Веришь в нереальный научный прорыв? Что вот прям скоро? Ничего не напоминает?

Ну зачем нам все эти экскламации, нереальный прорыв какой-то. Наука и технология всегда развивается нелинейно: плато, скачок, бурное развитие, плато. Сейчас копится критическая масса. Лионы не единственный тип аккумуляторов, скорее всего, именно эта технология останется в прошлом.

26 Cиплый  
Угу, а вертолеты еще Леонардо Да Винчи рисовал

Неужто он делал действующие прототипы? А потом их еще 120 лет после него кто-то активно развивал? А я то думаю откуда на египетских фресках изображения вертолетов...оказывается онано чо...

Он есть, просто ты за ним не следишь. Это разве вещи. 

Ну давай...убей меня наповал всего 2-мя ссылками, а?

 Сейчас копится критическая масса. Лионы не единственный тип аккумуляторов, скорее всего, именно эта технология останется в прошлом.

Какая прелесть...а вы еще говорите о какой-то инерции...вот она...прямо перед нами...можно взять и потрогать...Артем, ты серьезно? Кем копится? Где копится? Когда накопится? Где подтверждения? Какая технология придет на смену? Писец...я ж говорю религия...видимо никто из руководства крупных концернов о накоплении критической массы ничего не знает, ибо они активно строят мощности по производству именно лионов...с чего бы? 

А как убедительно строил скептика, даже поначалу поверил.

27 Артем_КРАСНОВ  
0
Я являюсь и скептиком и апологетом одновременно ) Я разве не писал, что моя натура амбивалентна?
Скепсис у меня вызывает не сама концепция электромобиля-2050, а бюрократический, политизированный подход при насаждении этого направления.
Не знаю, какой пример привести... Ну вот есть, например, растущий куст шиповника, и он у меня не вызывает негатива или скепсиса. Но если кто-то будет прыгать вокруг с бубном, называя это лучшим средством для увеличения плодоносности, то я, пожалуй, буду скептиком. Не в отношении шиповника, а человека с бубном ))) Надеюсь, понятно объяснил.

С политиками плохо то, что они решают совсем не те задачи, которые декларируют.

28 Cиплый  
На этот счет у меня есть целая политико-экономическая теория, которая заключается в том, что всё эти танцы с бубном нужны для искусственного стимулирования спроса...если народ не желает покупать обычные авто - заставим всех покупать электромобили...бах, и тебе надо за 20 лет заместить весь автопарк...принудительно...это ж офигенный драйвер роста производства...надо считай перевыпустить все машины...экология ж...

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 |