Однажды я спросил деда, что самое сложное в управлении машиной.
Я был почти уверен, что тогда, в 1985 году, он ответит: «Переключать
передачи кочергой на руле». Кто пробовал ГАЗ-21 – знает, о чем я.
Дед ответил туманно: «Предсказать поведение других водителей
и быстро установить причину неисправности в дороге».
Первый пункт стал понятен к моменту, когда я сам сел за руль. Вторая часть тезиса так и осталась для меня, водителя
из «нулевых», непонятой. И уже вряд ли будет.
Ниже я смастерил простейшую инфографику,иллюстрирующую деградацию водительских умений
за последние 30 лет. Как видите, тенденция резко нисходящая.
Что умели водители?
1980-е
1990-е
2000-е
2010-е
2020-е
2030-е
Прошприцевать подвеску
Дефорсировать мотор под низкооктановый бензин
Прокалить свечи
Отрегулировать холостой ход
Поменять моторное масло
Занести аккумулятор в тепло
Справиться с заносом
Поменять лампу в фаре
Переключать передачи
Менять колесо
Тормозить
Рулить
Скудные воспоминания о 80-х оставили у меня тревожное
чувство, что водителей тех лет правильнее было называть механиками-водителями,
причем на первую профессию тратили больше человекочасов, чем на вторую. Водитель,
не державший в руках плоскогубцы, скорее всего, был членом политбюро.
В гаражах были энтузиасты, собиравшие автомобиль с голого
кузова в перспективе выполнения какой-то там пятилетки. Каждое лето, приезжая к
деду, я видел медленный прогресс, примерно в том же темпе, что развивается
человеческое дитя. Годам к пяти машина делала первые шаги. Собирали ее не ради
голого энтузиазма, а просто чтобы ездить.
В 90-х появилось смутное понятие, что автосервис – это не
всегда зло. По крайней мере, часть трудоемких операций переместилась в гаражи и
мастерские разного пошиба, но средний водитель оставался еще технически подкован,
и в случае пожара мог и блок разгильзовать. Отдельный вызов бросала зима,
которая сыпала снегом и странными терминами, вроде «ареометр», «паяльная лампа»,
«угол опережения зажигания», «богатая смесь». Думаю, те, кто получил права в
нулевых, не вполне поняли, о чем речь. «Свечи прокалил? Плотность сколько? Напряжение? Трамблер
исправен? Высоковольтные провода менял? Масло какое?» Перенеси меня в то время,
стал бы я блондинкой.
Дальше хуже: с новым веком пришло новое поветрие, и не
только ремонт, но и плановое обслуживание переместилось в сервисы. Не сразу, с
кучей фобий, но все же автомобилисты обленились и разбогатели достаточно, чтобы
не держать дома спецодежду для замены масла. Горожанин, собственноручно сливающий масло у свежей иномарки, лично у меня вызывает подозрения.
Сегодня нормальным уровнем квалификации является умение
самостоятельно заменить колесо, запомнить периодичность планового обслуживания
и научиться отличать стук в дверь от стука подвески. Если вы знаете
классификацию масел – поставьте себе плюсик к пятерке. Но даже на этот бастион
автодилетантов совершают вылазки коварные дилеры, предлагая выезд бесплатной технички
по любому блондинистому поводу и всякие внеплановые диагностики. Даже о периодичности ТО машины предупреждают водителей сами.
Признаюсь честно – меня вся эта тенденция безмерно радует,
ибо с автомобильным рукоделием как-то не
сложилось. Из объекта технического воспитания автомобиль, наконец, стал тем,
для чего его задумывали – просто транспортном. Кто-то, быть может, страдает по
тем сладким временам, когда вокруг гаражей собирались консилиумы, как лучше
выгрызть подшипник из ступицы, но для них еще остался авиамоделизм.
А если учесть пробеги, современные машины доставляют
несказанно меньше хлопот: по меркам 80-х почти любая иномарка – образец
безотказности. С долговечностью вопрос более спорный, но при одинаковом уровне
обслуживания, думаю, современная машина все равно бы победила «старичка» (хотя
есть миф об обратном).
Дошло до того, что недавно я был слегка озадачен
необходимостью поменять колесо, ибо не практиковался лет пять, а опоры домкрата
у «Ситроена» расположены чуть по иному, чем у «шестерки» (столько лет я
умудрился ездить без проколов). Другой раз коллега попросила прикурить, но я не
сразу нашел плюс аккумулятора – он оказался выведен отдельно. Ну и финальным аккордом
стала попытка просушить свечи: я даже не нашел ключа-звездочки, чтобы снять
декоративную защиту.
Хуже другое: атрофия водительский навыков продолжается, и
первым звонком стали системы стабилизации, во всех смыслах полезные, но
лишающие водителя практики борьбы с собственными ошибками. Системы автопарковки пока
наивны, как курсант автошколы, но дайте им время. Автоматическое торможение уже
работает в дорогих машинах, значит, можно начинать обратный отсчет месяцев до
массового внедрения. Автоматическое руление – перспектива ближайших 10-15 лет.
Наверное, каждый автомобилист мечтает примерно о том уровне
техники, который встретил его в начале водительского стажа. Я не хочу починять
машину, но хочу полностью ее подчинять. Может быть, поколение водителей 2020-х
будет считать желание дергать «ручкой» и жать тормоза глупым ретроградством,
кто знает.
Но, по крайней мере, у очеловечивания автомобилей есть один
большой минус для нас, мужчин. Раньше, во времена суровых гаражистов,
автомобилизм был мужской профессией, уделом сильных, смелых и умелых. Сегодня
500-сильный суперджип покоряется девочке с двухлетним стажем, и нам нечем
крыть. Ну что вы, удивите ее виртуозным заливанием омывайки в нужную дырочку?
А были времена, когда водители на ходу
регулировали угол опережения зажигания…Ну и хрен с ними.
Хе хе. Это я помню как заливая разную бензу, которую удавалось достать, приходилось выставлять зажигание. Правда щас за ненадобностью уже сам и не сделаю. А уж подвеску шприцевать это ваще жесть, такое только на газоне делали мы А щас действительно главное знать номер телефону куда звонить и куда приехать или везти эвакуатором. Причем это начиналось еще с детства, когда почти каждый у нас в 10 лет умел перебрать мотор тырчика(был такой мопед ЗиФ, к 15 годам лихо управлялся камазом в поле и знал как пользоваться дозиметром, собирать за 40 секунд автомат калашникова, и отлично стрелял в тире. Страна всегда была готова к войне, к выживанию.
Это во всем так. Раньше чтобы купленную мебель собрать, приходилось использовать чуть ли не всю домашнюю мастерскую. Приходилоьс пилить, строгать, рубанок, молоток, наборы отверток гвоздей, тиски и т.д. А щас нужно лишь один ключик-звездочку и инструкцию. Общество постепенно деградирует, как в физическом так и в эмоционалном и моральном плане. Случись действительно конец света мало кто к нему будет готов. Ведь мало иметь ствол и рюкзак, надо уметь ими еще и пользоваться. То ли еще будет дальше.
НО - "кипит мой разум возмущённый" - это про Буденовку. Хто нить фкурсе, реальных ТТХ Будёновки, при её проектировании? У мну у жены, старшая двоюродная сестра, жила/работала в Москве с Юдашкиным, Зайцевым. Доступ к "истории" был феноменальным в свое время. Так вот - меня самого, очень забавляло/интересовало - зачем на верху, вот ТА ШТУКОВИНА острая, уходящая "в небеса"???
Мы таких будёновок на смотр строевой песни, пошили кажный год в школе - тыщями. Оказалось - что РЕАЛЬНО, в бою, башка греется/кипит, и пот заливал глаза, эт када первая партия их вышла. Потом, был приказ - "сделать выход пара = када кипит ИХ разум возмущённый" - кароч, там реально ДЫРКА!!!!
Дааа, вспомнил, как корячил в отцовскую шестёрку полусамодельную электронную систему зажигания. Проблемы с запуском в сырую и холодную погоду исчезли, появилась возможность на ходу регулировать угол опережения зажигания — вот оно, счастье! Благодаря тогдашним автозаправкам, регулярно заливавшим бензин пополам с гудроном, операция продувки карбюратора могла выполняться в абсолютной темноте, и занимала минут 10-15.
Зато с новой машиной, самостоятельно поменяв лампочку ближнего света через несколько лет эксллуатации, был неимоверно горд собой. С какой стороны под капотом находится аккумулятор, узнал лишь года через три. И чёрт побери, мне нравится быть блондинкой!
Всё-таки мне кажется, что техническая подкованность не имеет никакого отношения к безопасному вождению.
Миш, я канеш не "жгучий брюнет", и с удовольствием ковырялся бы в машине сам, по многим вопросам, но объективно - тупо нет на это столько времени. Да и с местом ковыряния тош напряг. Но по крайней мере, в случае чего, на трассе, кой чего смогу сделать и сам.
После того как однажды в минус сорок с ветерком , ночью менял подшипник заднего барабана в течении 3-х часов, ибо замерзло/примерзло всё ко всему, мне уже мало что видится страшным.
И поверь, одно дело знать и уметь что то делать в авто, и другое - "быть блондинкой". В повседневной жизни, канеш блондиничность превалирует. Но малейший "экстрим" - и ппц, приехали.
Эта как в фильме в котором в бой идут одни старики: что самое сложное - перебирать двигатель в минус 50. Нет самое сложное - это ждать. Перефразируя добавлю от себя - а нафига ждать грубо говоря когда в минус 40 (примерно только себе представляю что такое менять подшипник при минус 40, хотя при минус 50 пускаться приходилось) наеб***ся подшипник? Можно ж заранее как-то? Понятно что при минус 40 вениками не машут и если уж припёрло - либо бросать либо делать - но всё же жутко интересно что случилось то? У меня 2 тысячи задний подшипник гудел - думал зимние покрышки, пока лето не наступило ))).
Да все банально. Подшипники купил (благо что в бардачке лежали), планировал на выходных в теплом гараже знакомого поковыряться спокойно. Всего то пару дней не дотянул. В командировку, в соседний город отправили. На обратном пути, груженый, ехал в горку(опять повезло) - заклинило подшипник, развернуло машину, и съехал на обочину. Едь с горки груженый......мошть ниче и никому менять бы и не пришлось...
А мне более чем хватило экспириенса, пока ездил на "шестёрке". Хотя кто на ком больше ездил — вопрос. Матчасть знал досконально, ибо это был вопрос выживания. В багажнике всегда был склад запчастей, руки всегда были в ссадинах, техническую грязь из-под ногтей не удавалось вымыть никакими способами. Тогда это даже нравилось, каждая экстремальная ситуация (коих было немало) вызывала азарт.
Но от нынешних машин испытываю настоящий восторг — просто садишься, и едешь. Кому-то, может, и в кайф возиться с машиной, а мне она нужна исключительно по своему прямому назначению. Доставить мою задницу из точки А в точку Б с максимальным комфортом за минимальное время. Всё остальное — от лукаваго.
Да просто наконец-то исчезает надобность изобретать велосипед. Машины стали лучше, как и другая техника. И вопрос - а нахрена козе баян? Если все работает, чего туда лазить? Кот вот помнит свой первый технический опыт - с велосипедом "Кама". Если были подшипники одноразовые - так и приходилось раз в месяц перебирать его. Хошь не хошь - надо... А при желании у кого голова и время есть и сейчас масло поменять не проблема - благо инструкций в инете море и с картинками, а не как раньше - на ощупь (если первый раз). Кстати на ту же тему - помните в 90х мастера из любой вмятины на кузове могли аки новую сделать - а счас - усе под замену и не парятся...
Всё это настолько естественно, что порой диву даёшься как раньше отдельные люди умели выразить "общевселенский тренд"
Вас тоже когда-то дедушки и бабушки считали сорванцом и вообще никуда не годным потомством, хотя вы себя чувствовали вполне прилежным и нормальным ребёнком )))
Кого не устраивает данная табличка и вообще положение дел, то тому советую перечитать классику "Отцы и дети" - тема вечна
У меня мечта, когда подрастет сын...лет 14-16...купить старую машину и восстановить её вместе с ним...полностью...с разборкой до винтика...думаю нормальная прививка на всю жизнь от эффекта "блондинки"....в остальном согласен, тренд вполне ясный...я тут уже кажется скидывал рассказ Азимова, про то к чему это приведет...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]