Блог Артёма Краснова
Вторник, 24.10.2017, 14:32

Приветствую Вас Гость

Авторский

...
KIA_feb_240x400_kras
Поиск по сайту
Форма входа

Форум
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Главная » 2016 » Май » 24 » Что делать в критической ситуации
15:12
Что делать в критической ситуации

 

Для большинства из нас основной стратегией выживания в критической ситуации является установка на то, чтобы любой ценой избежать ДТП. Но эта же установка может сыграть злую шутку.

Понятно, что если есть железобетонная возможность увернуться от аварии, ею нужно пользоваться. В реальности экстренные ситуации настолько многофакторны, что уверенности как правило нет. Есть лишь желание как-то справиться с ситуацией, а если это невозможно — будь что будет. Зажмуриться и молиться.

На самом деле, опытные водители сохраняют способность мыслить и после того, как точка невозврата пройдена. А стратегия в этом случае — минимизация последствий.

Первый раз я услышал об этом от автогонщиков, которые попадают в аварии часто и наделены талантом не делать из этого события. Например, при вылете по прямой в снежный бруствер очень важно выровнять колеса, потому что в этом случае ударные нагрузки на подвеску и сам автомобиль будут меньше. При невозможности затормозить до нужной точки гонщики могут использовать препятствия для частичного гашения скорости, например, «прислониться» вплотную к брустверу или скосить пару мелких деревьев. Как бы то ни было, даже в критической ситуации они продолжают искать из нее наименее затратный выход.

ДТП на заглавном видео весьма характерно: оставлю в стороне вопрос дебильности водителя Subaru в принципе, но когда журналист «Авторевю» Юрий Ветров во время одного тест-драйва вспомнил этот эпизод, он сказал: «Водитель выбрал самую неудачную стратегию: как минимум, нужно было прижать машину к бетонному ограждению, что вкупе с торможением привело бы к куда меньшим разрушениям, чем попытка просочиться между рядов».

Выгоднее уйти в поле, чем таранить в лоб встречную машину. Выгоднее прижаться вплотную к фуре и пожертвовать дверями и зеркалами, чем принимать встречную фуру на капот. Выгоднее биться в деформируемое препятствие фронтально и с максимальным перекрытием, чем пытаться одолеть бетонный столб.

Вот к чему должен стремиться водитель в сверхкритической ситуации:

  1. Не стать крайним. В случае неизбежного ДТП постараться не стать в нем виноватым. Например, если с обочины резко выезжает автомобиль, а на встречной полосе плотный поток — плохая идея пытаться спасти негодяя, выворачивая кому-то в лоб. Возможно, рефлексы постараются сделать именно это, и нужно переломить себя и таранить провокатора, при этом интенсивно тормозя.

  2. Выжить и спасти пассажиров. При высокоскоростных авариях нужно думать о том, как погасить силу удара: чем жестче будет препятствие — тем меньше шансов спастись. Заборы, тонкие деревья, деформируемые ограждения, а еще лучше — поле, позволяют гасить энергию в более безопасной манере, чем столбы, валуны или стены. Удары в другие автомобили зачастую также безопаснее, чем в твердотелые объекты дорожной инфраструктуры, вроде опор моста. При прочих равных боковые удары рискованней, чем фронтальные — меньше зоны деформации. А торможение как правило эффективнее попыток увернуться на большой скорости.

  3. Минимизировать ущерб. Во всех случаях, когда позволяет время, нужно стремиться снизить тяжесть разрушений. Удар в один автомобиль в целом выгоднее, чем таран пяти машин, а торможение о «Майбах» с целью увернуться от «копейки» - нерентабельная затея.

  4. Моральные дилеммы. К сожалению, бывают и ситуации, в которых нет однозначного алгоритма действий. Сбивать ли выскочившего на дорогу пешехода или до последнего маневрировать, рискуя поймать столб — решать водителю, если на это в принципе есть время. А скорее всего, все решит случай.


 

У вас уже созрело возражение: в критической ситуации нет времени, чтобы так долго взвешивать все за и против. Рефлексы обычно сильнее, а анализ происходит уже постфактум, когда в ушах тикает аварийка, а подушка безопасности безвольно свисает с руля.

Вот поэтому о подобных вещах нужно думать до ДТП, а не в процессе. Некоторые установки должны быть на подкорке, и хотя это кажется мало реальным, спросите опытных водителей или автогонщиков: умение думать в критической ситуации спасло немало жизней.

Шансов выкрутиться тем больше, чем более педантично вы соблюдаете ПДД. Скажем, минимальное время на реакцию очень сильно зависит от скорости. Трудность управления автомобилем драматично повышается со скоростью. Тяжесть последствий — аналогично. Это применимо и к другим пунктам ПДД. Аксиома такая: соблюдая ПДД, вы минимизируете как вероятность тяжелой аварии, так и шансы стать в ней виновником. Не все соблюдают ПДД только ради ухода от штрафов — иногда это же советует здравый смысл.

Неплохо развить в себе умение сохранять ясность мысли при экстренным маневрах. Первый раз оказываясь где-то близко к пределу, обычно полностью теряешься — например, если на современной машине на скорости 120 км/час до пола утопить педаль тормоза, в первых попытках просто темнеет в глазах, а способность оценивать расстояния и обстановку почти исчезает. То же самое при заносе: нарушается восприятие пространства и от страха исчезает способность мыслить. Поэтому, как не крути, курсы контраварийной подготовки или хотя бы самостоятельная тренировка в безопасном месте позволяют развить умение «замедлять время»: после некоторой пристрелки то, что раньше пролетало за доли секунды, начинает разворачиваться перед глазами в режиме замедленной съемки — это из личного опыта. И тормозишь уже жестче и точнее, и руль крутишь не так бестолково.

И самое важное: стратегия снижения последствий должна работать не в момент возникновения аварийной ситуации, а всегда. Выходя на обгон, нужно думать о том, куда уходить в случае, если не успеете. Подъезжая к перекрестку полезно учитывать возможность, что кто-то выскочит поперек на красный. В зеркалах заднего вида нужно вычислять неадекватов, чтобы держаться от них подальше, а в случае чего — иметь план спасения.

И да, все это не является панацеей. Но вероятность тяжелых последствий снижает, а в таких вопросах и 5% иногда имеют значение.

Категория: На злобу дня | Просмотров: 422 | Добавил: Артем_КРАСНОВ | Теги: вождение, ДТП | Рейтинг: 5.0/1


Всего комментариев: 40
Ох, чета последнее время ошибок которые сбивают с толку на время, стало больше. Видать дело к отпуску. )))

1 - "Сбивать ли выскочившего на дорогу пешехода " - видимо пеШеход на пеРеходе имеется ввиду. В итоге что то среднее получилось ))

2 - "чем более педантично вы соблюдаете ДТП" - авто садо мазо какое то ))

===============================================

По сабжу - интересная тема. Было время пытался осмысливать этот момент, когда точка не возврата пройдена, и чем жертвовать, чтобы с минимальными потерями выйти из передряги. даже когда смотрел всякие боевки с гонками авто и крутыми мега агентами за рулем, подмечал всякие фишки, тонкости, нюансы при столкновениях и прочих вояжах по ступенькам, сквозь ларьки, рикошет от авто бОльшей массы чтоб понять траекторию и многое другое. Т.е. по сути такая манера сводится к езде на выживание.

Ну и все что написано в сабже очень точно прописано.

0
4  
Ладно, не суди строго, времени меньше стало, уже подумываю, не бросить ли все это к ядрене фене))) иной раз перечитать не успеваю

Да я и не сужу. Скорее зужу. Про нехватку времени охотно верю, сам в запаре и косячу не меньше. Просто последнее время в посте много таких ошибок стало. Умом то понимаю, но порой по два-три раза приходится перечитывать. Сбивает. ))

0
9  
Постараюсь исправится. Исправицца. Исправиса.

ИсправлЯЙЦА.

0
25  
Звучит как услуга клиники пластической хирургии "исправь яйца". Недорого.

"Яичная переставка"  (аналог лосиного теста).

 
Яйца в профиль день вчерашний.
Будь в тренде - удиви подругу яичным анфасом!!   smile

34  
В одном горном районе стоит водитель и смотрит на дорожный знак. На котором изображена дорога, а под ней цифры 1.2. и нарисованы куриные яйца. Мужик в недоумении. Подъезжает местный ДПС и спрашивает, чего стоим? Тот и говорит, что знак непонятный. Понять не могу. Те ошарашенно смотрят на него и на знак. Потом говорят, что тут непонятного? Тут нарисовано, дорога раз-два-яица

0
6  
По п. 1 кста не понял, или ты твердо намерен сбивать выскочившего ребенка, если вне перехода? имхо, дилемма остается, ибо речь уже о моральных вопросах

Ну вот, я тже поторопился. Скопипастил твой же текст, исправил в нем букву Р на Ш, и пытаюсь выдать свой правленый вариант, за твой оригинал...  dry

Вот оригинал без правки:

"Сбивать ли выскочившего на дорогу перехода или до последнего маневрировать, рискуя поймать столб — решать водителю, "

Либо не хватает "ВНЕ" перехода. Но я почему то думал что про пешехода пишешь. Три раза перечитывал пытаясь угадать ))

0
11  
Ага, поправил

2  
Есть очень хороший тренинг на поведение в экстремальных ситуациях вообще, не только за рулем. Суть такова, что после любого экстремального эпизода, даже если ты просто роняешь на пол кружку с кипятком, надо сразу же, не позднее 5-7 минут после произошедшего разобрать его на эпизоды. Вот кружка выскользнула... О чем я подумал? Что я сделал? Что я сказал? Что произошло дальше? Каким образом упала кружка на пол? На сколько осколков она разлетелась? и т.д.
Поначалу кажется, что это муторно и бесполезно - разбирать эпизод после. Но через десяток таких "разборов" мозг научается подмечать детали, а значит убирает из восприятия эмоции и включает рацио, что позволяет быстрее реагировать. И вот уже в следующий раз, когда кружка с кипятком выскользнет из твоей руки, ты уже не будешь с ужасом провожать ее глазами, ты отпрыгнешь, чтобы минимизировать ожоги, успеешь подхватить на руки ребенка, который вертится в шаге от тебя, и прочее. Ну и за рулем поможет.

" уже в следующий раз, когда кружка с кипятком выскользнет из твоей руки, ты уже не будешь с ужасом провожать ее глазами, ты отпрыгнешь, чтобы минимизировать ожоги, успеешь подхватить на руки ребенка, который вертится в шаге от тебя"   -   второго накрыть одеялом чтоб не забрызгало, помешать на два оборота кашу на плите, и в итоге успеть поймать чашку с кипятком, за пол секунды до "взрыва". 




smile

0
5  
Можно бесконечно смотреть

10  
Это 80 лвл. Недостижимый. Но стремиться к нему нужно smile

12  

0
15  
Хорошая подборка, причем в первом случае больше повезло. ESP или контравария в таких ситуациях могли бы пользу принести.
А во втором очень хладнокровно и четко, действительно респект.

С первым понятно, очень не малая доля везения, тем более что зимой.

Да и во втором тоже подфартило что встречка шешдшая ЗА фурой была далековато. Ибо выкатывался за фуру вслепую. А там могла быть такая же фура, ну или просто легковушка, которые любят липнуть к задницам фур, чтобы при первой возможности топнуть и обогнать.

То что не испугался летящей в лоб фуре и сориентировался вырулить на встречку (а сопсно какие там варианты?) - это канеш хорошо. По крайней мере шанс не сразу в лепеху.

0
27  
Странная логика. Ну понятно, что если бы за фурой ехал бронепоезд, деваться было бы совсем некуда.
Просто водитель сделал все, что было в его силах. Насколько могу судить, грамотно совместил торможение с поворотом, очень точно и без нервозности действовал, не допустил заноса. Конечно, может быть ESP помогла
А отсутствие вербальных эмоций выдает в нем терминатора. Или глухонемого.
PS: то, что дорога пустая на нужной дистанции, просматривалось до крэша благодаря повороту, так что водила, видимо, еще и внимательный

Ты ща про какую серию, первую или вторую?

ПыСы - звука на работе нет. Матов не слышу. ))

0
30  
Про второе. Там слышно, как он затормозил и при этом поразительно хорошо сохранял контроль над машиной, честно говоря, по видео создается впечатление, что мастер автоспорта за рулем.

Я давно этот видос смотрел. Подробностей озвучки не помню.

А вообще не понятно за что напрыгнул на меня. Я же написал - "То что не испугался летящей в лоб фуре и сориентировался вырулить на встречку (а сопсно какие там варианты?) - это канеш хорошо. По крайней мере шанс не сразу в лепеху."

Да и как мне показалось, ехал не сильно быстро, что тоже кстати помогло и сыграло не маловажную роль в разруливании ситуации.

0
32  
Да не, я не напрыгнул))) Сугубо в рамках дискуссии.
Просто удивился, где ты там фарт увидел. То, что было в его силах, он сделал, остальное - это просто исходные данные для задачи ))) А то так можно вообще все на фарт списать.

"где ты там фарт увидел" (С)

Я жиж писал где - "что встречка шешдшая ЗА фурой была далековато. Ибо выкатывался за фуру вслепую." 

Грубо - почти тоже самое что резко выскочить на обгон фуры не глядя, есть там кто или нет. Подфартит, или... Хотя повторюсь, вариантов в его случае совсем немного, и водила вариант использовал на все сто.

Фарт в том и состоит, что выпрыгнув из одной жопы, не врюхался в другую. И не врюхался в другую только потому, что подфартило, ибо встречку не видел и видеть не мог.

0
36  
Да не, я же тоже написал

 
Цитата
то, что дорога пустая на нужной дистанции, просматривалось до крэша благодаря повороту, так что водила, видимо, еще и внимательный

Т.е. как мне показалось, он вполне четко знал, что делать. Хотя в голову другому не залезешь, так что давай соглашусь с тобой, что без доли везения тоже не обошлось. Мож он вообще нарк, потому и спокойный такой smile

"дорога пустая на нужной дистанции, просматривалось до крэша благодаря повороту, так что водила, видимо, еще и внимательный" 

Еще раз пересмотрел видос с паузами. Качество видоса хоть и говеное, но позволяет увидеть и "прострелить" возможный вариант что регик увидел легковушку между попутной и встречной фурой.

Неа, даже если бы хотел, даже если внимательный и глазастый - очень маловероятно что успел бы "срисовать".

Так что наркоманский вариант более реальный. Ну или стоит современная, могучая контраварийная система. 



0
39  
Спорить не буду. Тоже пересмотрел, ну был там момент, когда встречка метров на 50-100 видна, ему больше и надо было.
Все равно хочу достичь уровня, когда смог бы также хладнокровно в этой ситуации действовать, пусть и с долей везения.

"хочу достичь уровня, когда смог бы также хладнокровно в этой ситуации действовать"

 
Ну, поучиться есть у кого. Есть, есть у нас монстры 180 лвл.

 
"Учиться, учиться и учиться". В.И.Ленин


0
33  
Цитата
Да и как мне показалось, ехал не сильно быстро,

Вам, летунам, в науку ))))

Мы летуны уже давно бы проехали этот участок где "сошлись все звезды" в кучу. И даже были бы не в курсе об открытии нового мобильного производства кирпичей.

13  
Я вот для тренироовки регулярно смотрю подборки ДТП, для себя анализирую, в какой момоент совершена ошибка, что было сделано не так после ошибки, и что можно было сделать для минимизации последствий.

0
17  
Думаю, от этого может быть польза.
Вообще в критических ситуациях часто ступор наступает именно оттого, что картинка глазу слишком не привычная.

18  
Скорее всего пилотов не зря на тренажерах гоняют. Для водителей тоже надо тренажер нестандартных ситуаций делать

0
19  
Да, интересная идея. В Ф1, например, симуляторы большую пользу уже приносят, молодые гонщики в первый же час на новой для них трассе начинают валить на уровне опытных.
Так что да, отличная идея - симулятор критических ситуаций. Надо про это пост написать

21  
Только это дорого, наверное, очень...Но я б такой тренинг прошел. Причем там можно все предусмотреть по нарастающей. И просто торможение, и торможение в дождь, и колесо пробить. И радио шансон в качестве фона.

0
22  
Цитата
И радио шансон в качестве фона.

  smile и сисястая болтливая попутчица в качестве отвлекающего фактора

23  
ага, и управление автомобилем одной левой рукой, на механике при этом

14  
Если пункты действий в сверхкритичных ситуациях проранжированы, то наверно №1 и №2 стоит поменять местами. Все-таки спасти жизнь и здоровье свою, пассажиров и "того дятла" важнее, чем не остаться виноватым. Ну т.е. таранить в бок, наверно, правильней, но если в область водительской двери на скорости 90 км/ч, то дятлу почти наверняка капец.

0
16  
Ну да. Первый пункт - он даже больше для мелких ДТП, наверное. В замесе уже не до мыслей, кто виноват - там лишь бы вообще выжить

20  
Я один раз бровку снежную поймал одним колесом и развернуло на встречку выбросило. Хорошо никого не было. Когда остановился, то не сразу понял куда мне дальше ехать. На следующий день вижу, что впередиидущая машина сейчас совершит такой же маневр. Останавливаюсь на обочине. Супруга спрашивает, ты чего. Показываю-смотри. И точно, хапнул бровку и начало мотылять. Тоже все удачно. Спрашивает она у меня, а как ты понял, что сейчас произойдет. Посмеялся.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017 |