Блог Артёма Краснова
Пятница, 29.03.2024, 01:13

Приветствую Вас Гость

Авторский

...
KIA_feb_240x400_kras
Поиск по сайту
Форма входа

Форум
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Главная » 2015 » Январь » 19 » Чем грозят Челябинску камеры-коммерсанты
15:25
Чем грозят Челябинску камеры-коммерсанты

Если обратили внимание, в Челябинске стали появляться новые камеры видеофиксации. Иногда они крепятся на отдельных стойках, как вот этот объект на Университетской Набережной. На Дзержинского появилась камера, в автоматическом режиме фиксирующая непропуск пешеходов. Что еще интереснее, если раньше комплексы фото и видеофиксации находились в ведомстве ГИБДД, то новые объекты — частные. То есть весь объект принадлежит некой коммерческой структуре, которая работает с центрами видеофиксации по контракту.

Член федерального совета партии «Автомобильная Россия» Алексей Бруй сбросил нам информацию о размещенной на сайте «Госзакупок» заявке. Собственно, ничего особенно криминального там нет: учреждение «Безопасный город» ищет поставщика услуг, где под услугой понимается предоставление информации о правонарушении. Проще говоря, областная администрация объявила конкурс на поиск коммерческого оператора камер видеофиксации. Условия контракта простые: сумма — 300 тысяч рублей, количество предоставляемых услуг — 2000, цена услуги — 150 рублей. Под услугой понимается единичное нарушение. Контракт выиграло ОАО «Ростелеком».

Алексей Бруй также пояснил, что по условиям контракта заказчик мог выбрать четыре локации из списка камер, предложенного оператором услуг.

Собственно, я не хочу углубляться в обоснованность цен, законность проведения конкурсов и прочие детали, связанные с финансированием. Как я понял, у Алексея и его коллег есть подозрения, с которыми партия обратилась в прокуратуру. Вообще же тендеры «Безопасного города» есть на сайте госзакупок. Меня больше занимает вопрос, насколько эффективен сам принцип привлечение коммерческих структур к этой щекотливой теме?

На трассах близ Казани превысить скорость и остаться безнаказанным крайне сложно: камер слишком много

Чисто теоретически, чем больше камер и чем они разнообразнее — тем лучше. Пока эффективность камер в Челябинской области лично у меня вызывает сомнения: во-первых, их мало, во-вторых, работают они весьма выборочно. Кроме того, единственным нарушением, которое в Челябинске фиксировалось в автоматическом режиме, было превышение скорости. Для сравнения, в Казани камеры видят и нарушение правил разметки, и проезд на красный, и непропуск пешехода. А спидганов на трассах натыкано так много, что лучше не нарушать в принципе.

Привлечение коммерческих структур может стимулировать развитие темы. И дело не только в том, что у государства может не хватать денег на установку новых объектов. Просто любая госструктура инертна, тогда как здоровый коммерческий интерес — первоклассный мотиватор.

Опять же чисто в теории коммерческая структура лишь устанавливает комплексы видеофиксации и обеспечивает их работоспособность, не имея отношения к вынесению вердикта. На то он и комплекс автоматической фиксации, чтобы исключить влияние человека. Естественно, любой такой комплексы должен иметь все необходимые сертификаты и поверки.

Первый подозрительный момент — это объемы «закупок». В частности, Алексей Бруй указал, что количество 2000 единиц смахивает на пресловутый план по штрафам. Пусть сама цифра пока не вызывает подозрений — 2000 штрафов на 4 камеры за месяц с лишним — где гарантия, что со временем она не увеличится? При этом для коммерсанта камера видеофиксации — объект коварный. При таком подходе понятно, что новая камера будет весьма эффективна, пока люди не запомнят ее и не поймут, что она действительно работает. Как только это произойдет, подозреваю, объем фиксируемых нарушения упадет на порядок. С точки зрения той же ГИБДД это хорошо, ведь водители станут меньше нарушать. Но с точки зрения коммерсанта это катастрофа, а значит, появляется мотивация восстановить денежный трафик. Каким образом? Тут возможны варианты.

Автоматические камеры набирают в России популярность, а попутно множится количество скандалов. Самый значительный произошел в Краснодарском крае, где внезапно в течение четырех месяцев почти все автомобилисты стали получать кипы писем счастья. Рекордсмены удостоились 150 штрафов, а суммы измерялись десятками тысяч. Подробности можно узнать из петиции на сайте change.org. Судя по всему, речь шла о банальной подделке постановлений с помощью программного обеспечения. Условно говоря, фотография реальной машины с автоматической камеры дополнялась информацией о якобы существовавшем нарушении скорости, причем иногда одно и то же фото фигурировало в разных постановлениях. «Удачно» проехав один раз, водитель мог получить с десяток однотипных штрафов.

Кликабельное фото со штрафами-клонами. Скорость меняли с шагом 1 км/час. Фото с сайта

Вишней на краснодарском торте является тот факт, что основной целью драконовских фальсификаций стала даже не потребность в пополнении бюджета, а необходимость реализовать 1,2 млн конвертов с особыми печатями, на которые ушла львиная доля 160-миллионного бюджета на безопасность.

В Тамбове возникла другая мода: изображение с комплекса автоматической фиксации скорости использовались для привлечения водителей по нарушениям, которые в автоматическом режиме уже не регистрируются — ремень безопасности и ближний свет. Как я понял, такая же практика существует в Казани и Воронеже. Фактически, эти нарушения определяются уже на глазок инспектором, однако рассылаются по той же схеме, что штрафы с автоматических камер. На самом деле, если нарушение установлено инспектором, то необходим личный контакт с водителем и доказательство того факта, что именно он был за рулем. Для камер сделали послабление, но только при их работе в полностью автоматическом режиме.

Кстати, в описанных случаях камеры находились в том числе в ведении ГИБДД, то есть речь не совсем о проблеме коммерциализации сферы. Но повлиять на собираемость штрафов может и оператор услуг, например, точность измерения скорости зависит от положения камеры в пространстве. А сколько потенциально рискованных областей есть в «потрохах» комплекса видеофиксации и его программном обеспечении? Скажем, в Москве «Стрелки» оказались подвержены вирусам и хакерских атакам, хотя формально любой такой комплекс — это закрытая компьютерная сеть, куда невозможно получить доступ без физического взлома. Оказалось, возможно.

На мой взгляд, сама по себе коммерциализация этой отрасли не является корнем проблем — злоупотребления могут быть и со стороны ГИБДД или других заинтересованных структур. Никто не отменял и банальную халатность, сбои, поломки. Тем не менее привлечение коммерческих структур несет дополнительные риски из той же серии, что использование коммерческих эвакуаторов. Подрядчик имеет неправильную мотивацию: не город очистить, а денег заработать. При этом «камерная тема» может стать еще большим генератором кэша за счет массовости и практической невозможности доказать ошибку. Ибо попробуй, обоснуй в суде, что штраф неправомерен, когда у тебя на руках, по сути, ни одного доказательства своей невиновности. При эвакуации можно хотя бы привлечь свидетелей. Да и мараться из-за штрафа в 500 рублей большинство не будет.

Корень проблемы в том, что у России нет опыта в работе со сложными кибер-системами. Тема молодая и отчасти стихийная. В идеале камеры-видеофиксации — это удобный и эффективный инструмент причесывания потока. В реальности дыр пока еще слишком много. Комплексы видеофиксации вводили, как альтернативу мохнорукому инспектору, но коррупция — она не в микросхемах, а в головах, а головы могут обратить любую хорошую идею в инструмент по отъему средств.

Алексей Бруй считает, что тема видеофиксации должна находиться исключительно в ведении государства, причем структура должна быть очень четкой и иерархированной.

У меня чуть иное мнение: привлечение коммерсантов само по себе правильно, ибо бизнес всегда подвижнее и гибче госструктур. Интерес бизнеса увешать город камерами совпадает, в принципе, с интересом общества. Другое дело, что нужны внятные правила игры. Например, «гонорар» не должен зависеть от количества выявленных нарушений — заказчик должен оплачивать лишь время работы камеры (скажем, месячный тариф). Если за это время зафиксировано слишком мало нарушений — это прекрасно. Может быть, их потому и мало, что камера работает исправно и все об этом знают. Бизнес нельзя наказывать за то, что он выполняет поставленную задачу. Количество нарушений — это не цель, поэтому установка тарифов за нарушений — архаичный пережиток (назовем проще: глупость).

Ну и самый важный момент: необходим контроль деятельности всех компаний, причастных к видеофиксации, а также прозрачность процесса. Тут уже тема рискует стать неисчерпаемой и лезть в нее сейчас не хочется, но, например, автомобилист, схлопотавший штраф, должен иметь возможность убедиться, что камера действительно работала в автоматическом режиме (как — это уже вопрос для обсуждения, думаю, готовые решения есть и ничего выдумывать не нужно). Контроль должен касаться и организации движения, чтобы исключить места, где камера нацелена на места, мимо которых проехать по правилам невозможно (или маловероятно). Естественно, необходима регулярная поверка камер, а возможно, и общественный контроль.

Категория: На злобу дня | Просмотров: 2939 | Добавил: Артем_КРАСНОВ | Теги: комплексы видеофиксации, гибдд, камеры, штрафы | Рейтинг: 5.0/4


Всего комментариев: 5
1 liposoma  
Мне кажется, что ни один злравомыслящий коммерсант за это бы не взялся, исключительно какие нибудь аффилированные к заказчику структуры

2 Anonymous  
Написано же - выиграл Ростелеком)

3 мда8725  
На черном-черном острове, в самую черную-черную ночь, под черным-черным дубом стояла черная-черная домушка. В ней стоял черный-черный стол, на нем стоял черный-черный гроб. В нем была черная-черная пустота. В этот дом пришли черные-черные люди. Они вывалились из черной-черной трубы. Это были крокодил Гена и Чебурашка.

4 Понт  
Понятно, что при любом раскладе можно будет найти слабые стороны нововведения. Но я считаю, что с чего-то надо начинать. И то, что появилось, лучше, чем ничего и беспредел на дорогах. Наведение порядка одним щелчком пальцев возможно только вконтактике или каком-нить WOT. И тот порядок на дорогах в Европе и США, на который мы так любим кивать, он тоже не за день появился. Это долгий путь. И его рано или поздно надо начинать.

5 Артем_КРАСНОВ  
0
Плюсую. Нельзя пройти путь, не делая шагов и ошибок. Это во всех сферах так. Собственно, какие альтернативы? Засады с радарами? Полное отсутствие контроля? У любой идеи в этой сфере будут существенные минусы, так что надо взвешивать баланс. А на перспективу камеры - это все-таки единственный действительно рабочий инструмент.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 |